В Краснодарском крае приняли закон, который запрещает продажу на разлив вина и коньячных напитков, а также не позволяет объединять в одно целое магазины с ресторанами и кафе. Чиновники считают, что такой запрет позволит вернуть в годовой бюджет края около 2 млрд рублей неуплачиваемых налогов.
По подсчетам властей, в Краснодарском крае рынок нелегального алкоголя за время одного курортного сезона превышает 1 млрд рублей. Длительные проверки депутатских рабочих групп выявили схемы обмана покупателей, в ходе которых на черноморском побережье летом массово продают нелицензированный алкоголь на разлив под прикрытием известных брендов. Для борьбы с этим массовым явлением депутаты кубанского заксобрания одобрили изменения в закон края «Об установлении ограничений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и безалкогольных тонизирующих напитков». Таким образом планируется защитить бюджет, имидж, а также здоровье жителей и гостей края.
К ограничительным мерам и запретам я всегда отношусь с осторожностью — это палка о двух концах. Но с эффективностью этого законопроекта я полностью согласен. Он прорабатывался несколько месяцев, его рассылали во все профильные органы, в том числе в прокуратуру, и не получили на его счет протестов. В законную силу он вступит уже в ближайшее время и закроет основную брешь, которая позволяла недобросовестным предпринимателям закупать на заводах вино, а потом под прикрытием этих документов продавать на разлив самопал в неограниченном количестве. Правда, еще остается открытым вопрос по таким серым схемам, как «аренда алкоголя» или «алкоголь в подарок к зажигалке». Но в общем объеме оборота контрафактного алкоголя и нанесения им вреда здоровью людей это капля в море. И хоть эти схемы в дальнейшем также будут нами рассматриваться, я считаю, что по ним также должна работать и полиция.
Как правило, говорят специалисты, контрафактный алкоголь производят в условиях полной антисанитарии — в сараях и гаражах. Вместо оборудования используются пластиковые бочки. Спирт с красителями и ароматизаторами привозят челноки из соседних регионов, насыщенных нелегальными спиртзаводами. Себестоимость производства литра поддельного вина составляет около 20 рублей, а продают его уже за 80–100 рублей.
Сейчас мы проводим комплексную операцию «Курорт-2014», которая в том числе направлена и на борьбу с незаконной реализацией алкогольной продукции. Под особым контролем у нас черноморское и азовское побережье, города Туапсе, Геленджик, Анапа. В этих зонах, а также на Успенском посту полиции, который граничит с соседними регионами, ежедневно изымается более тонны алкоголя. На границе по большей части изымается спирт, а на курортах — вино. Этот вопрос находится на контроле лично у начальника главка. Мы просим граждан проявить сознательность и сообщать о фактах реализации такой незаконной продукции в полицию.
Розничные продавцы в последнее время широко используют для разлива вина заводские упаковки большого объема, по 10 литров, в мелкую тару — пластиковые бутылки. Такие мешки вставляются в бочки, и людям предлагают купить якобы совсем свежий продукт, «еще из бочки». Наряду с заводским алкоголем из бочек зачастую продается нелегальная продукция, которая никем не контролируется по качеству и не облагается акцизом.
Я считаю, что этот закон пойдет на пользу уважающим себя производителям, которые никогда не будут продавать свою продукцию на разлив. Bag-in-box (мешок в коробке), который взяли на вооружение спекулянты, на самом деле предназначен для выездов на пикники большой компанией, так как вино в такой упаковке не разбивается, а также хорошо защищено от окисления из-за перепада температуры и других негативных факторов. Мы реализуем эту и другую продукцию по всей России только в фирменной упаковке и только через официальных дистрибьюторов.
Законодатели надеются, что принятые меры помогут остановить падение объемов производимого на Кубани вина. Только за прошлый год его выпуск сократился на 14%. В то же время некоторые производители алкоголя, в том числе и вина, уже заявили о существенных убытках, которые они понесут из-за реализации запретного законопроекта.
— Считаю, что этот закон нуждается в доработке. Зачем запрещать продажу на разлив, которая ведется на самих винзаводах, как, например, в Темрюке? Там достаточный контроль, чтобы оградить людей от некачественной или испортившейся продукции. Но продажу на разлив вне заводов, даже на официальных торговых точках, допускать нельзя — это уже стопроцентный риск. В ходе туристических поездок я часто наблюдаю картину, как после посещения качественных дегустаций на винзаводах люди идут на рынки и массово скупают там якобы домашнее вино. Это надо прекращать, потому что понятие домашнего вина уже очень сильно скомпрометировано и под его эгидой зачастую продается отрава.
— В принятом законе порядочные производители никак не отделены от нелегальных. Контрафактом как торговали на набережных, так и будут дальше торговать. А нам теперь некуда девать разлитое в bag-in-box вино, реализация которого планировалась в больших объемах во время этого курортного сезона. У нас было много собственных торговых точек реализации, где вино продавалось на разлив. За сезон таким образом продавалось порядка 80% выпускаемой продукции. Теперь оборотность денежных средств существенно упадет, и не только у нашего предприятия. Столько вина в большой таре через магазины продать не получится, а через кафе и другие точки общепита теперь запрещено.
Помимо запрета на «разливайки», депутаты ЗСК ввели ограничения и на места продажи алкоголя. Теперь в одном торговом зале запрещено торговать алкоголем в розницу и регистрировать заведение общепита.
Такие точки достаточно распространены и на курортах, и в Краснодаре. Причем не только на отшибе — в спальных районах, но и в центре, например в крупных торгово-развлекательных комплексах. Выглядит это так: под одной вывеской работает кафе с символической парой столиков и магазин, где круглосуточно можно покупать алкоголь по обычным ценам. Теперь этому также будет положен конец.
Закон Краснодарского края не позволяет продавать алкоголь с 22:00 до 11:00, но это ограничение не касается кафе, баров или ресторанов. Но теперь эта законодательная лазейка, которой массово стали пользоваться недобросовестные предприниматели, устранена.
1 комментарий к материалу.