На пляже Сочи ученый случайно обнаружил крупную перевалочную базу с пристанью, которой пользовались торговцы Великого шелкового пути. Это единственный античный морской порт, который удалось найти на территории Большого Сочи за все годы археологических исследований. Сейчас специалисты изучают найденные артефакты — осколки древней керамики — и готовятся к масштабным археологическим раскопкам.
В Сочи обнаружен древний портовый комплекс, который был связующим звеном в торговле между Европой и Китаем по Великому шелковому пути. Прогуливаясь по мацестинскому пляжу, ученый Андрей Кизилов наткнулся на удивительную находку — средневековые керамические артефакты. Украшенные замысловатыми узорами сосуды для хранения вина и съестных припасов — пифосы — многие годы были скрыты под землей. Но после сильного шторма часть насыпи обвалилась, и участок прибрежной полосы длиной около 200 метров оказался усеян фрагментами керамики, созданной, предположительно, в VIII–X веках нашей эры, а может быть, и раньше.
В силу своей профессии даже на отдыхе я обращаю внимание на различные детали, поэтому совершенно случайной находку назвать нельзя, ведь на этом пляже бывает множество людей. При осмотре осыпей прибрежной полосы в районе впадения в море реки Мацесты мне довелось обнаружить очевидные свидетельства прибрежной инфраструктуры средневековой пристани: останки каменной стены сухой кладки, десятки фрагментов сосудов с фигурным налепом и свинцовое пряслице. Сосуды — пифосы, — судя по диаметру горлышка, вмещали в себя примерно по 100 литров. Большое количество обожженной глины, смешанной с береговой галькой, позволяет предположить, что производство этих сосудов могло находиться возле пристани. Керамика и в зоне морского прибоя, и с поверхности глиняного обрыва сильно различается по цвету и орнаменту, что говорит о бурной торговле в этом порту в период примерно VIII–X веков нашей эры, а может, даже и раньше.
Аналоги фрагментов обнаруженной археологом керамики описывал в своих трудах председатель Кавказского отдела Императорского Русского географического общества Юрий Воронов. По его версии, на месте нынешней реки Мацесты в период Античности пролегала река Масаитика. В подтверждение версии ученого о древней пристани говорит и то, что на траверзе Мацесты дайверы уже не раз находили старые четырехлапые якоря, утерянные турецкими фелюгами. Конные караванные направления тысячелетиями выходили к подобным местам пересечений торговых транспортных путей — сухопутных и морских. На черноморском побережье располагались многочисленные порты, где аккумулировался товар в ожидании отправки.
Большинство современных портов каботажного флота находятся либо рядом с древними якорными стоянками, либо совпадают с ними. Второе, к сожалению, привело к полному разрушению античных портовых сооружений, и возможность их выявления практически близка к нулю. К тому же при строительстве железной дороги в начале ХХ века в прибрежной полосе и недавнем ее расширении былые причальные сооружения оказались закатаны в бетон или погребены под отвалами использованной породы. Доступная нам сейчас территория для исследований на протяженности всего в 200 метров ограничена современными бетонными сооружениями, поэтому можно сделать вывод, что общая площадь торгового комплекса была гораздо больше.
Еще до прихода на эту территорию Российской империи караваны использовали маршруты через Кавказский хребет. Караваны с Востока и корабли из Византии, а впоследствии из Османской империи, активно торговали с населением, проживавшим на месте нынешнего Сочи. Оружие и рабы, мед и зерно, мясо и шерсть везде пользовались спросом. Напрямую китайцы с европейскими купцами не торговали — товары перепродавались различными народами на всем протяжении Великого шелкового пути.
Это очень серьезный и интересный памятник истории. Подобные портовые пункты на черноморском побережье отмечены на средневековых картах, но живое свидетельство участия местных народов в международной торговле удалось обнаружить впервые. Для всестороннего изучения этой античной пристани мы будем подавать заявку на финансирование за счет краевого и федерального бюджета. Проведение археологических раскопок значительно облегчается тем, что нового строительства на этой территории не планируется.
Сейчас ученые делают все, чтобы древняя пристань как исторический памятник была взята под охрану государства. Готовится первичная научная документация — учетная карточка на этот объект, которая впоследствии будет отправлена в Управление по охране объектов культурного наследия Краснодарского края.
Видео
Видео: maksportal
Ничего себе! Вот так шторм! Представьте, если бы не стихия, вполне возможно, что подобные находки никогда бы и не были найдены. Просто потрясающе. Надеюсь, что финансирование раскопок пойдет полным ходом!
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе