Фото: atamani.ru
Казаки — народ самобытный. Селились в степях, жили общиной. Пришлых принимали, но требовали неукоснительно соблюдать местные обычаи, жить по заведенным в селе правилам. Значительное место в них отведено воспитанию детей.
О казачьем быте и обычаях писали известные русские и украинские литераторы. В народе до сих пор помнят старинные казачьи песни, а свадебные обряды выполняются неукоснительно, с благословением. Встречают хлебом-солью, за ворота кожух козлиный бросают, и невесту жених выкупает по всем правилам — со свахой, подругами, прибаутками и подарками.
Мой род с первых кубанских казаков отслеживается. В семье до сих пор легенды ходят, что прапрапрадед переселился на Кубань с Украины. Жили на Тамани, потом здесь, в Раевской, осели. Мужчины в нашем роду суровые. Лишнего слова не скажут. Я, сколько себя помню, отца боялся. Чтил, уважал, но даже уже и своих детей имел, а от отца мог подзатыльник получить. Никогда ему не перечил. Говорят, и он от своего отца мог нагайкой схлопотать. Но я деда не помню. Ранен он был серьезно и после войны недолго прожил. С детства помню Божью заповедь: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и будеши долголетен на земли» — и своим детям эти слова передал.
В некоторых кубанских станицах к отцу и матери до сих пор обращаются на «вы». Авторитет старших непререкаем, а слово отца является законом. Мальчишек с детства приучают к домашнему хозяйству. Пацану лет десять, а он и скотину пасет, и огород копает, и всю технику в доме починить может. Девчонки от братьев не отстают. Плавают, бегают, на лошадях скачут не хуже мальчишек. Боевые растут. Могут за себя постоять и за словом в карман не лезут. Так хлестанут, что надолго запомнится.
Фото: kadet-novoros.ru
Мы, казачки, свое слово имеем и с мужьями в споре на равных. У мужиков дело — деньги добыть, наше — за домом следить, детей воспитывать. Меня мать с детства учила борщ варить, на зиму закрутки делать, сало солить. В хате у нас ни соринки, ни пылинки никогда не было. Каждой вещи свое место. И я свою дочь с детства хозяйству учила. Она в город уехала, училась, сейчас замуж вышла. Мне ее в чужой дом отдавать не стыдно было. Город Лизу не испортил. Всё умеет — и шить, и стирать. Ее стирку на улицу вешать не зазорно — чисто всё, выварено, выбелено. И муж всегда сытый, выглаженный, дети не сопливые, ухоженные. Она их по нашим, казачьим традициям воспитывает. Чтобы взрослых чтили, в разговор не встревали, знали свое место. У меня дети, пока не выросли, вообще к застолью взрослому не приближались. А сейчас детей за взрослый стол сажают. Те и разговоры слушают, и мнение свое высказывают. В своей хате я такой моды не допускаю.
Сын Алевтины учится в Новороссийске в казачьем кадетском корпусе. Поступал по рекомендации казачьего общества и, приезжая на каникулы, отчитывается перед старыми казаками об успехах в своей учебе. Он и шашкой владеет, и на коне скачет, и рукопашным боем занимается. На летних каникулах возится Степан с детворой. Ходит с ними на речку, учит мальчишек приемам самообороны, рассказывает об истории казачества, которую им преподают в кадетском корпусе. Казаки о юноше отзываются одобрительно, считают, что растет достойный казак, ставят его своим детям в пример.
Фото: kadet-novoros.ru
Казачьи педагогические традиции можно считать сокровищницей национального педагогического опыта. Сегодня, когда игнорируются духовные ценности, исчезают моральные критерии, в молодежной среде наблюдается прогрессирующая деформация нравственности, необходимо обратиться к истокам нравственности, к национальной традиции. У казаков это прежде всего вера, воспитание патриотизма, любовь к Отчизне. Казак трудится с детства и дорожит плодами труда своего, помнит, что по плодам судят о дереве.
— Наша казачья система воспитания молодежи по своей сути уникальна. Несмотря на то что время вносит свои коррективы, пришло время по крупицам восстанавливать нашу казачью культуру. Первым делом — восстановить культуру воспитания казачат. Они — будущее казачества. Что в них заложим, то и получится потом. А закладывать надо любовь к труду, патриотизм, веру, ответственность за будущее и настоящее — этому и способствует казачья педагогика, построенная на национальных нравственных традициях. Как говорил один старик казак, казаков много не бывает, но мало не покажется.
Видео
Казаки учат трудных детей жить по старинке
Видео: obltv/YouTube
8 комментариев к материалу.