Уже много лет в Армавире действует специализированная музыкальная школа для детей — инвалидов по зрению. Преподаватели сами переводят необходимые ноты на шрифт Брайля, чтобы незрячие дети могли полноценно изучать игру на различных музыкальных инструментах.
Армавирская специализированная музыкальная школа для слепых и слабовидящих — единственная в России, в которой обучение ведется по уникальным программам для детей-инвалидов. Их разрабатывают для юных музыкантов сами преподаватели.
Школа была открыта специально для детей — инвалидов по зрению, проживающих на территории Краснодарского края и Республики Адыгеи. А в 1992 году по просьбе жителей близлежащих районов было открыто отделение для учащихся с нормальным зрением. Сейчас в школе 300 детей.
Главной целью своей работы педагоги армавирской музыкальной школы считают профессиональную ориентацию одаренных детей-инвалидов и эстетическое воспитание школьников, которые хотят научиться игре на различных музыкальных инструментах.
Проработав три года, мы прежде всего задумались о социализации наших детей-инвалидов. Также стало понятно, что, для того чтобы лучше научить детей нотной грамоте, воспитать одаренных личностей, необходимы смешанные коллективы. Таланту обязательно нужен педагог. Суть нашей методики состоит в том, чтобы дети самостоятельно могли обратиться к источнику, то есть к нотам, в своих упражнениях. Как обычный человек берет в руки ноты и играет, такая же система обучения и у наших слабовидящих и слепых детей. Мы не делаем поблажек. Некоторые говорят: ведь таким детям, наверное, надо меньше задавать, больше гладить по головке. Наши воспитанники прекрасно понимают и знают, что программа курса музыкальной школы должна быть полностью освоена. Ноты для слепых по каждой специальности, по каждому инструменту переводятся на шрифт Брайля непосредственно нашими преподавателями. Но самое главное — надо просто любить детей и понимать, что труд преподавателей — это очень кропотливое дело.
Раньше в школе-интернате Армавира по шрифту Луи Брайля учили только читать литературу и учебники, а музыку подбирали на слух. Сейчас воспитанники учебного заведения ничуть не хуже зрячих музыкантов играют на домбре, балалайке, гитаре, фортепиано и других инструментах, прекрасно исполняют вокальные партии, участвуют в ансамблях и оркестрах. Но для того чтобы исполнение было профессиональным, с учетом всех указаний композиторов, которые написали произведения, преподаватели с учащимися занимаются индивидуально, изучают нотную систему Брайля. В каждом случае тактильный шрифт для нотной грамоты преподаватели набирают сами.
Справка SmartNews
Шрифт Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячими людьми. Он был разработан в 1821 году французом Луи Брайлем. Луи в возрасте трех лет потерял зрение в результате воспаления глаз. В возрасте 15 лет он создал свой рельефно-точечный шрифт (в противоположность рельефно-линейному шрифту Валентина Гаюи), вдохновившись простотой «ночного шрифта» капитана артиллерии Шарля Барбье, который использовался военными того времени для чтения донесений в темноте. Луи учел такой недостаток «ночного шрифта», как большие размеры знаков, ограничивающий количество знаков на страницу.
Сегодня у третьей части учащихся-инвалидов зрение практически отсутствует. Мы единственные в стране создали методику обучения для таких учеников. Шаг за шагом 20 лет мы занимались с малышами, приобретали новые знания, совершенствовали свой метод. Наши ученики изучают теорию, а потом и нотную грамоту языком Брайля. Любое музыкальное произведение дети играют не на слух, а по нотам, как обычные музыканты. Конечно, получается грамотнее, чем при восприятии музыки на слух. Наши ноты, напечатанные рельефно-точечным шрифтом Брайля, — это своего рода тросточка-поводырь, только не на улице, а в стране музыки.
Такая школа просто необходима не только для обучения, но и для общения со здоровыми сверстниками. Потому что нам, людям с плохим зрением (а у кого-то оно и вовсе отсутствует), очень сложно адаптироваться в обществе. Это замечательно, когда с малых лет ты в гуще событий таких же мальчишек и девчонок, как ты сам. Можно в процессе учебы обмениваться опытом. Я учился в обычной ростовской 38-й гимназии, там, к сожалению, нотной грамоты, набранной шрифтом Луи Брайля, не было, поэтому всю музыку воспринимал на слух.
Несколько лет назад выпускник армавирской музыкальной школы Олег Аккуратов победил в Новосибирске на Международном конкурсе пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко. Слепой от рождения, он впервые подошел к инструменту четырехлетним мальчиком, а к 17 годам стал лауреатом всероссийских и международных конкурсов. И конечно, Олег учил ноты по системе Брайля. К тому же у Олега прекрасный голос, он участвовал в концертах папы римского Иоанна Павла II. А имена слепых учащихся школы вокалистки Нафсет Чениб и баяниста Константина Иванова хорошо известны и в России, и за рубежом.
Олег Аккуратов. Фото: akkuratov.com
— Конечно, мы славимся прекрасными исполнителями. У нас учатся пианисты, которых в свое время нашла Людмила Гурченко. Уже окончила консерваторию по классу скрипки Екатерина Беспалова. И все они лауреаты разнообразных конкурсов. Слабовидящие и незрячие дети компенсируют нехватку этого органа чувств другими качествами. Как правило, многие из них обладают прекрасным слухом, эти дети — музыкальны от и до, у них замечательная память и великолепный слух. Но я уверен, что системы Брайля тоже было бы недостаточно, если бы не преподавательский состав и атмосфера в школе — это самое важное. Любая система, которая развивает, должна всячески поддерживаться. Если она работает, это прекрасно.
Справка SmartNews
Армавирская музыкальная школа — первая и единственная на данный момент в России специализированная музыкальная школа для слепых и слабовидящих детей — начала свою работу в 1989 году. Инициатором открытия этого образовательного учреждения стал слепой баянист, педагог Владимир Сухоруков. Вначале в школе получали музыкальное образование только инвалиды по зрению, а затем стали принимать всех желающих. Школьники обучаются абсолютно бесплатно. Инвалиды по зрению живут в интернате.
Видео
Документальный фильм об участниках Всемирного хора ЮНЕСКО, музыканты этого коллектива — люди с разной степенью инвалидности