В Краснодарском крае на побережье Черного моря во время шторма выбросило удивительный артефакт. У северного берега Геленджикской бухты нашли каменный барельеф с изображением русалки. Историки говорят, что находка датируется скифской эпохой, примерно 500 годом до н.э.
В Геленджике во время шторма выбросило артефакт, принадлежащий к скифской эпохе. Прогуливаясь по набережной, местный краевед обратил внимание на камень-барельеф, лежащий в воде на пляже санатория «Голубая волна». На камне можно увидеть русалку с хвостом змеи, держащую в правой руке сову. Левой рукой она касается головы оленя.
Крупные камни всегда вызывают у меня интерес. В нашем городе я уже нашел несколько дольменов и камней, изображающих древних богов или служивших для жертвоприношения этим богам. На найденном барельефе изображена русалка с хвостом змеи, держащая в правой руке сову. Левой рукой она касается головы оленя. Ее талия перехвачена узким поясом. А лицо, к сожалению, не читается. Материал камня — песчаник. Длина камня — 240 см, ширина — 160 см, высота — около метра. Нижняя сторона лежит в воде.
На место находки выезжала специальная комиссия. Сейчас проводится экспертиза, окончательное решение будет приниматься учеными-исследователями. Мнения разделились, но уверен: камень-барельеф имеет историко-культурное значение и место ему в одном из музеев Краснодарского края.
По утверждению Владимира Косолапова, предполагаемой находке 2,5 тыс. лет.
По сведениям древнегреческого историка Геродота, в священной скифской роще богини-матери Гекаты проживал демон — русалка с хвостом змеи. От нее и Геракла произошли скифы, гелоны и агафирсы. Получается, что на северном берегу Геленджикской бухты, возможно, и находилась священная роща скифов Гилея. Аналогом греческой Гекаты была скифская богиня земли и воды Апи. Гераклу греков соответствует Таргитай — древний бог неба. Скифская теогония сообщает, что все боги и люди произошли от брака богов неба и воды. Позднее бога неба индоевропейцев на троне заменил бог грозы. У славян это Перун, у греков — Зевс, у скифов — Папай. Именной так называется красивая скалистая вершина на территории Большого Геленджика. Главным богом скифского пантеона богов стала богиня домашнего очага Табити. Хорошо известно, что у скифов, сарматов и алан женские боги имели более важное значение, чем мужские.
По мнению местного краеведа Владимира Косолапова, культовый центр скифов в Гилейской роще ушел под воду. 2,5 тыс. лет назад уровень моря был ниже современного на 5–7 м. Возможно, нас ждут еще какие-то артефакты скифской истории. Они могут быть как на дне бухты, так и на берегу.
Обратим внимание на атрибуты русалки. Сова — редкий символ и принадлежит богине мудрости, войны и ремесел Афине. Олень или лань — атрибут богини охоты, материнства и целомудренности Артемиды. А пояс мог бы быть атрибутом богини любви и плодородия Афродиты. Возможно, барельеф отражает древнюю богиню-мать, общую для скифов и греков того времени. Я высказывал гипотезу о том, что территория Северо-Западного Кавказа с центром около Геленджикской бухты, где был культ богини-матери Калин (Келин, Гелин), могла быть местом рождения индоевропейской языковой семьи.
Видео
Находка уже поделила историков на два лагеря. Одни считают, что на камне изображена древняя богиня, мать скифов, и барельефу как минимум 2,5 тыс. лет. Другие же придерживаются мнения, что это подделка местного скульптора и возраст находки составляет не больше века. Окончательный ответ относительно подлинности барельефа должна дать экспертиза — радиоуглеродный анализ барельефа.
Я был в составе исследовательской группы и могу сказать, что данный артефакт, скорее всего, новодел 60-х годов прошлого века. Окончательные выводы, конечно, делать рано. Но нас насторожило то, что идет смешение тем. До этого не встречались фигуры, воплощающие в себе сразу несколько культовых черт разных богинь: морская жительница в правой руке держит сову, а левой касается головы оленя.
Моя научная гипотеза доказывает обратное. Я считаю, что культовый центр, состоящий из дольменов и каменных монументальных скульптур голов на территории нашего города, посвященный богине Калин, богу неба и тотемическому первопредку Волку, после смены религиозно-мифических представлений проживавших здесь народов, в скифское время остался культовым центром огромной территории. Эта преемственность, в частности, проявляется в большой роли женщин, которая отмечена в обществах киммерийцев, скифов, сарматов и алан. Роща Гилея у Геродота находится в низовьях Днепра. Рядом с рощей жили каллипиды — дети богини Кали. Теперь мы видим, что это не простое совпадение. Это подтверждение нашей гипотезы. История знает много примеров того, как народы, прибыв к новому месту жительства, называли новые объекты старыми топонимами. А скифы двигались с востока на запад, а не наоборот. Поэтому найденный артефакт может относиться к роще Гилея, которая древнее геродотовской — ей может быть около 3 тыс. лет.
Скифское наследие — это очень круто, только не понятно, откуда его смыло.
Краеведы, конечно, реально много знают об истории края, но порой выдвигают ничем такие фантастические «теории», что историки хватаются за головы. Называть эти теории научными можно с очень большой натяжкой. Хотя справедливости ради надо сказать, что теории некоторых маститых учёных оказываются не менее фантастичными.
По-моему, со «скифскими корнями» явный перебор, тем более изображение на барельефе слишком эклектично, о чём говорит Андрей Чушкин.
Короче: ждём результатов анализа
22 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе