В столице Республики Адыгея городе Майкопе произошло двойное нападение на частный приют для бездомных животных, в результате чего было убито более 40 собак. Некоторые из погибших животных жили в приюте с момента его создания — более 13 лет. Следственные органы Майкопа состава преступления в произошедшем не увидели.
О трагедии, случившейся в майкопском приюте для животных, SmartNews рассказал Борис Тарханян, человек, занимавшийся его содержанием на протяжении всех 13 лет. Приют был создан при поддержке майкопского городского отделения Всероссийского общества охраны природы и инициативной защитной группы «За жизнь!» за счет волонтерской и благотворительной помощи. Трагедия произошла в последних числах мая, в послеобеденное время. До этого на протяжении более 2 лет существования приюта на огороженной территории на станции юннатов таких инцидентов не было. Вернувшись 22 мая вечером в 20.30 в приют, Борис Тарханян обнаружил трупы нескольких собак. Как выяснилось позже, в качестве орудия расправы были выбраны дротики, пропитанные парализующим ядом.
Я начал обход делать, смотрю — лежит пес. Полуовчарка. Год и три месяца. Не могу понять, в чем дело: уезжал — был здоровый. Приехал — он мертвый. Слышу, собаки лают, поворачиваюсь: между деревьями два мужичка идут. Я поздоровался. Спрашиваю, ребята, мол, что случилось, что надо. Они стали спрашивать, чьи собаки, на каком основании я нахожусь с ними здесь. На мой вопрос, кто они такие, один из них предъявил удостоверение «Элоты». Я им сказал, что я содержу собак сам, что 2 года решался вопрос о выделении мне земли, наконец он решился, и я со своими собаками перееду. Я разговариваю с ними, а еще не знаю, что за мной в траве еще 14 трупов собак лежит. И говорю им, что дней через 10, максимум 2 недели, я отсюда перееду. Они в ответ: «Это поздно. Мы собак отнимем». Начал меня оскорблять, провоцировать на конфликт. Я из-за собак держался. Они ушли. Среди всех мертвых, кого я нашел в траве, было пять кутят вместе с матерью. А в ночь с 24 на 25 мая убили еще 26 собак: все были на цепях. Большинство из них — породистые собаки: немецкая овчарка, трехгодовалая азиатка, лабрадор, австралийская овчарка, лайчонок, маленькая собачка 14-летняя была, еще небольшие пушистые.
Находящееся в республиканском подчинении государственное охотхозяйство «Элота» год назад получило от кабинета министров подряд на отлов бродячих собак и на данный момент является официальным (по постановлению кабинета министров) монополистом на регулирование численности бездомных животных в республике.
После случившегося владелец частного приюта сразу же обратился с заявлением в ОВД Майкопа и в прокуратуру города.
Фото: Нелли Шестопалова
Заявление действительно поступало в дежурную часть МВД Майкопа. Вопросами отлова бродячих собак занимается муниципальное унитарное предприятие, созданное при администрации Республики Адыгея. По фактам, изложенным в заявлении, проводится проверка. В течение 11 лет зоозащитники добивались создания приюта в Майкопе. Ведь по законам РФ животных убивать нельзя. Их можно только отлавливать и помещать в пункты временного содержания. Там они должны содержаться не менее полугода, и только по истечении этого срока они становятся муниципальной собственностью: их можно отдать, продать и, как это ни печально, — убить. Но полгода — немалое время. И при помощи волонтеров животное может обрести новых хозяев.
Когда мы поняли, что произошло, мы в первую очередь пошли к прокурору республики Пословскому, к министру внутренних дел Речицкому. Но кроме того, что нас выслушали, больше ничего — никакой помощи. Мы попросили министра посодействовать тому, чтобы зоозащитники могли осмотреть транспорт, который используется «Элотой». Нам нужно его обследовать на предмет пятен крови и других следов перевозки мертвых собак. На что министр ответил, что эти вопросы вне его полномочий.
Корреспондент SmartNews пыталась связаться с начальником управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея. Но Азамат Туов попросил своего секретаря не соединять никого с ним по данному вопросу, а заместитель главы кабинета министров Алексей Петрусенко сослался на свою занятость.
Директора ООО «Элота» Юрия Шумакова в течение долгого времени не было на месте. Работники компании «Элота» ни о каком частном питомнике Тарханяна не слышали.
Ни о каком частном приюте мы не слышали. Там наши сотрудники никогда не были. Мы осуществляем надзор за бездомными собаками. У нас ведется электронная регистрация. Люди к нам обращаются в письменной форме или в устной. Мы принимаем меры. Оттуда заявок не поступало, поэтому на территорию частного приюта мы не выезжали.
После инцидента 22 мая зоозащитники провели ряд экспертиз и подали заявление о возбуждении уголовного дела по факту массового убийства животных. Несмотря на это, инцидент повторился в ночь с 24 на 25 мая.
Полиция осмотрела место происшествия на территории бывшей станции юннатов, однако ехать в «Элоту» на поиски трупов собак полицейские отказались. Мотивировали они свой отказ тем, что работники «Элоты» расстреляли собак по распоряжению администрации Майкопа. И там все законно. Так полицейским сообщил дежурный отдела МВД России по городу Майкопу Комаров, дежуривший в ночь с 24 на 25 мая.
В правоохранительных органах Адыгеи факт обращения в полицию по поводу убийства собак в питомнике подтвердили. Все следственные мероприятия на данный момент завершены. Как рассказали SmartNews в МВД Адыгеи, по итогам проверки следственными органами принято решение в отказе от возбуждения уголовного дела. Теперь постановление отправлено на рассмотрение прокурору.
Фото: Нелли Шестопалова
Фото: Нелли Шестопалова
В настоящее время от совета Адыгейской республиканской организации Всероссийского общества охраны природы, от ее председателя Валерия Бриниха подано опровержение, ходатайство в прокуратуру Адыгеи об отмене отказа в возбуждении уголовного дела. По словам Бриниха, одним из главных доказательств совершенного преступления являются фото, на которых можно увидеть трупы животных и дату съемки — 22 мая.
Фото: Нелли Шестопалова
Я когда переехал сюда в 2011 году, я буквально через месяц написал письмо на имя тогдашнего мэра города Михаила Черниченко и попросил землю. И вот с июня 2011 года они мне землю не давали. И вот только сейчас созрели. Я у них денег никогда не просил, в бюджет к ним не залазил. Я просил только землю. Все остальное я сделаю сам. Когда я приехал сюда, у меня было 17 собак своих. Потом люди услышали, что открылся приют, стали приходить, приносить собак, стали подкидывать собак. Я уже после того, как моих собак постреляли, посчитал. Выяснилось, что через мои руки прошло 83 собаки. Сейчас в поле ночую со своими собаками.
Видео
Приют для собак в Москве (видео взято у пользователя moscowdoghelp)
10 комментариев к материалу.