Спелись. Португальский режиссер снял фильм о казачьей песне

10
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Елена Горбачева

Фото: предоставлено Ириной Кузнецовой

На Кубани закончились съемки документального фильма «Старая линия» о фольклоре Кавказского линейного казачьего войска. Основной акцент режиссер фильма португалец Жоао Кристовао сделал на традиции казачьего пения, которой он заинтересовался во время своей недавней работы в молодежном театре Краснодара.

Сценарий документального фильма «Старая линия» Жоао Кристовао написал вместе с Ириной Кузнецовой, специалистом Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубанского казачьего хора. Фильм рассказывает об уникальном фольклорном коллективе «Ладо» из города Гулькевичи Краснодарского края. Этот ансамбль был создан заслуженным деятелем искусств Кубани Мариной Теховой и, пожалуй, остается пока единственным на Кубани, который сохраняет и развивает почти утраченную ныне традицию пения казаков Кавказского линейного казачьего войска.

СПРАВКА SMARTNEWS

Кавказское линейное казачье войско было образовано казаками — переселенцами с Дона, которые появились в этих местах еще в XVII веке. Массовый же сход донских и екатеринославских казаков в восточную часть Кубани пришелся на рубеж XVIII и XIX веков. Кавказское линейное казачье войско было сформировано в 1832 году из пяти старинных казачьих полков (Кизлярского, Терско-семейного, Гребенского, Моздокского и Горского), размещавшихся от устья реки Терек до Моздока, и пяти казачьих полков Азовско-Моздокской линии (Волгского, Кавказского, Ставропольского, Хопёрского и Кубанского); к войску были также причислены Сунженский (образован в 1817-м) и 1-й и 2-й Владикавказские полки (образованы в 1831-м под наименованием Малороссийских).

Старой линией на Кубани принято называть территорию, протянувшуюся от Усть-Лабинска выше по течению реки Кубани. Сюда для защиты границы России переселяли донских и екатеринославских казаков, позже сюда был переведен и Хопёрский полк. Затем полки были объединены в Кавказское линейное казачье войско. В 1841 году началось освоение территории вдоль реки Лабы — новой линии, а прежнюю стали называть Старой линией.

Прислала
Елена Горбачева

Фото: предоставлено Ириной Кузнецовой

Режиссер фильма «Старая линия» португалец Жоао Кристовао, выпускник ВГИКа, приехал в Россию во время перестройки, работал на студии документального кино «Отчий дом», затем на канале РЕН ТВ. До «Старой линии» снимал документальные фильмы о католических новомучениках в России, пострадавших от советской власти.

Сейчас очень много разговоров идет о возрождении казачества. Находясь в Краснодаре, познакомился с культурой казаков, — раньше я немного знал. Общался со специалистами при Кубанском казачьем хоре. И для меня было интересным в своем фильме показать не исторический аспект, а через песнопение рассказать о казачьей культуре. Открытием для меня было именно пение. Потом меня познакомили с Мариной Теховой, которая занимается возрождением этой песни. Мне показалось, что Марина увлечена этим очень серьезно. На Западе тоже есть похожие процессы, например возрождаются аутентичные приемы в барочной музыке. Идет поиск инструментов и форм пения, которые были тогда, по крупицам восстанавливаются фрагменты старого костюма.

Ирина Кузнецова, специалист Научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубанского казачьего хора, познакомилась с Жоао в молодежном театре, он готовил как раз премьеру спектакля для старших школьников и студентов «Любовь@. Ru». Стали общаться дальше, работа продолжилась в рамках сценария для документального фильма.

Прислала
Елена Горбачева

Фото: предоставлено Ириной Кузнецовой

Люди неравнодушные на Кубани, очень отзывчивые. Из Москвы я никого не привозил, все ребята в нашей команде местные: и оператор, и звукорежиссер. Подобное кино должно быть независимо. В течение года общались с Мариной, с ее ансамблем. Фильм получился только отчасти автобиографичный. Фильм отснят, теперь приступаем к монтажу. К концу августа, думаю, лента будет готова. Здесь, на Кубани, собрал молодую компанию ребят очень творческих. Все молодые, очень увлечены работой над фильмом. В Москве у меня много друзей, которые могли бы приехать на съемки. Есть мои однокурсники, но справились своими силами. Девятый канал краснодарский очень заинтересовался нашим фильмом. Думаю, канал «Культура» тоже его покажет. Пока Кубань для меня очень интересна. Я родился на Западе, но уже культура России считается отчасти и моей культурой. Я прожил здесь 20 лет — немалый срок.

Если взять этнический аспект, то линейные казаки вбирали в себя много культур, прежде всего соседних кавказских народов и старообрядцев. Ученые считают, что очень сильна была и великорусская культурная традиция, так как много было на линии переселенцев из южных областей Российской империи.

Работа над фильмом ведется по благословению главы Кубанской митрополии владыки Исидора. По словам Марины, репертуар песен ее ансамбля состоит из фольклора Старой линии — станиц Тбилисской, Воронежской, Кавказской, Темижбекской и Казанской.

Видео

«Ладо» — так в древности на Руси называли женщину-повитуху, хозяйку очага, которая была причастна к рождению, пеленанию, кормлению и воспитанию детей. «Ладо» — «большая мать». «Лад» же — мужское начало. Сначала в нашем ансамбле были мужчины, а потом как-то постепенно их не стало.

Эти песни мы получили от предков и должны передать дальше нашим потомкам. Мы не хотим, чтобы наши традиции были утрачены. Особенно душевно поется на нашей родине, на наших курганах. Вдали виднеются закубанские горы, о которых мечтал в эмиграции земляк Федор Елисеев, человек редких душевных качеств и чрезвычайно сложной судьбы. Он во многом стал образцом и героем для всех нас. А наш фестиваль, который проходит теперь у нас ежегодно в августе, — одно из посвящений его памяти и памяти тех, кто хранил любовь к Отечеству, находясь на чужбине, будучи изгнанным из него.

Прислала
Наташа Смирнова

Финансовый директор

Если честно, я очень удивлена, что португальский режиссер заинтересовался фольклором Казачьего Линейного войска. Интересно было бы посмотреть этот и фильм и оценить насколько португальский режиссер проникся казачьим пением.

Автор

Лидия Лепилова

Над статьей работали

Ксения Гагай, Наташа Смирнова, Елена Горбачева

3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Наташа Смирнова 25 июня 2013, 12:08, Изменено: 25 июня 2013, 14:17

Если честно, я очень удивлена, что португальский режиссер заинтересовался фольклором Казачьего Линейного войска. Интересно было бы посмотреть этот и фильм и оценить насколько португальский режиссер проникся казачьим пением.

Станислав Захаркин 25 июня 2013, 12:17

Я вообще не любитель документальных фильмов, но этот меня заинтересовал.

Инна Новикова 25 июня 2013, 12:48

Сценарий к этому фильму наверняка писала одна Кузнецова.

Добавить комментарий

Новое на сайте