Жители Сочи признают: за шесть лет олимпийской стройки город изменился до неузнаваемости. За это время появились километры новых дорог, новый аэропорт, сотни новых сооружений и целые жилые кварталы. SmartNews подсчитал как плюсы, так и минусы этих перемен.
Эйфория, которая накрыла Сочи после объявления города столицей зимних Олимпийских игр 2014 года, быстро прошла. Наступили трудовые будни. Шесть лет город меняет свои очертания, и до сих пор многие не могут понять, как он будет выглядеть уже будущей зимой. Уже созданная инфраструктура позволяет экономике курорта работать успешно круглый год, считают в администрации города.
Если брать в расчет, что активное строительство началось в конце 2008-го – начале 2009 года, то всего за пять лет город получает: более 360 километров дорог и мостов, 54 железнодорожных моста протяженностью более 16 километров, более 200 километров железнодорожного полотна, 22 тоннеля, 480 километров газопроводов низкого давления, более 60 объектов образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта.
Одна из самых больших «достопримечательностей», которая не только не исчезла за эти шесть лет, но и порядком выросла, — это сочинские пробки. Используя простые математические методы, некоторые сочинцы подсчитали, что в общей сложности тратят на пробки один день в неделю, то есть 24 часа. Совсем недавно, во время очередного заседания Общественного совета по подготовке Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, мэр Анатолий Пахомов признал, что пока еще изменения в лучшую сторону не так заметны, поскольку новая транспортная логистика работает только на 20% от своих потенциальных возможностей. Но к концу нынешнего года транспортная инфраструктура будет полностью построена, и Сочи избавится от пробок, уверен глава олимпийской столицы Анатолий Пахомов. Сочинцам уже неоднократно обещали дороги без пробок. Правда, сроки наступления беспробочного будущего также неоднократно переносились.
Фото: Наталья Гребнева
Многое сделано и продолжает делаться в сфере строительства и ремонта социальных объектов: отремонтирован 681 многоквартирный жилой дом, отремонтировано 15 объектов здравоохранения, построены новые объекты на Красной Поляне, в Веселом, в Адлере и в Дагомысе. Отремонтировано 36 объектов образования, отремонтировано 19 объектов культуры, отремонтировано 9 объектов физической культуры и спорта.
В городе решается проблема нехватки мест в детских садах. В прошлом году введены в эксплуатацию 4 пристройки к детским садам на 100 мест каждая. К концу этого года будут введены еще 7 пристроек. Построены и уже работают два новых детских сада, еще один готовится к открытию. Все эти меры дадут городу дополнительно более одной тысячи мест.
В городе, где и так тяжело с объездными путями, этим летом перекрыто около десятка улиц и пробки встречаются даже ночью. А по всему Сочи протянулись траншеи, в которые закапывают трубы и кабели. Разрядить ситуацию на дорогах должны были электропоезда и морское такси. Строительство восьми портопунктов, которые должны были обеспечить стабильное морское сообщение в акватории всего Большого Сочи, планировали закончить еще в 2011 году, однако сдали только в этом, и морского такси в Сочи по-прежнему нет. Электрички ходят согласно расписанию. А компания «Аэроэкспресс» заявила, что уходит из города.
Функцию перевозчика между городом и аэропортом взяла на себя «Ласточка». В отличие от Москвы «Аэроэкспресс» в Сочи выполнял и функцию пригородных поездов, но это не помогло проекту выйти на самоокупаемость. После того как руководство Краснодарского края не погасило задолженность в размере 100 млн рублей, перевозчик решил прекратить предоставлять услуги.
Для тех, кто живет на окраинах Большого Сочи, проблема транспорта актуальна как никогда. Если ты живешь примерно в 14 км от Лазаревского, выбраться в город крайне сложно, утверждают местные жители. Маршрутки не справляются с огромным количеством пассажиров. В автобусах нет кондиционеров. Люди просто падают в обморок от жары. Трасса забита большегрузами, которые, объезжая пробки, заворачивают на узкие улочки.
После Олимпиады около 50 процентов нового жилого фонда будет передано муниципалитету, и администрация предоставит эти квартиры городским очередникам. В данном случае речь идет о четырех с половиной тысячах квартир.
Много денег было потрачено на модернизацию энергетической и коммунальной инфраструктуры, которая продолжается. Продолжаются и отключения света в городе, как плановые, так и внеплановые. С начала месяца по вине строителей в городе произошло пять отключений, то есть фактически по одному в день. Перебои с электричеством закончатся в городе 31 ноября. Об этом на пресс-конференции в Едином информационном центре «Сочи 2014» заявил директор филиала ОАО «Кубаньэнерго» Андрей Герасько. Заявил и тут же поправился — в ноябре, и даже 2014 года, 30 дней.
Видео
Одна из самых распространенных жалоб горожан — уменьшился сезонный заработок. Ну по крайней мере у тех, кто занимается обслуживанием отдыхающих, а таких в городе-курорте большинство. Это почувствовали даже в поселке Лоо, который находится далеко от эпицентра стройки.
Если раньше люди бронировали места для отдыха с мая, то в этом году только с середины июля. При этом цены на номера в экономклассе (то есть санузел, горячая и холодная вода, без кондиционера, с кухней и холодильниками, до моря 5–15 минут пешком) довольно низкие — порядка 250–350 рублей в сутки с одного человека. Туристы, которые все-таки приезжают, как и прежде, отправляются на экскурсии. В этом году добавились новые маршруты. Гостям Сочи теперь показывают будущие олимпийские объекты в горном кластере. Экскурсии бесплатные, а вот за билет на подъемник придется заплатить.
Окончательную оценку, готов ли город принять Олимпиаду, должна дать комиссия МОК, которую в Сочи ждут в сентябре. Визит инспекционной комиссии будет последним перед началом зимних Игр 2014 года.
Справка SmartNews
Уже сейчас Сочи получил более 360 км дорог и мостов, 480 км газопровода низкого давления, более 550 км высоковольтных линий электропередачи, четыре ТЭС и одну ТЭЦ, 17 подстанций, а также новые очистные сооружения. Отремонтировано почти 700 многоквартирных жилых домов, 15 больниц и поликлиник. Из восьми транспортных развязок, предусмотренных олимпийской программой, пять уже работают. Появились новые детские сады и школы.
Многие чиновники отмечают, что благодаря Олимпийским играм Сочи получит несколько современных многопрофильных учреждений здравоохранения. Они уже действуют в Красной Поляне и Дагомысе. Краснополянская больница стала одной из самых высокогорных на побережье и одной из самых передовых и современных медучреждений в масштабах всей страны. В инфекционной больнице в Дагомысе установлено лучшее во всем Южном федеральном округе эндоскопическое оборудование. Сочинцы иногда сетуют на отсутствие квалифицированных кадров в новых и отремонтированных больницах, но эта проблема общая для всей страны, отмечают эксперты.
Некоторым сооружениям в Сочи возвращен их исторический вид. В ночь на 12 апреля 2013 года федеральные дорожники открыли полноценное движение по мосту через реку Мацеста. Виадук был полностью отреставрирован, и ему вернули первоначальный облик в полном соответствии с проектом, который разработали архитекторы еще в 30-х годах прошлого века. Работы еще ведутся на Верещагинском и Ривьерском мостах. На три эти объекта будет потрачено в общей сложности около 400 млн рублей.
Видео
Анатолий Пахомов, мэр Сочи: «Лучше успокойтесь или уезжайте»
В 2007 году 4 июля я находилась на площади перед Зимним и ждала результатов. Тогда я радовалась искренне. Было состояние эйфории. Гордости за Россию. Как-то быстро сняли мне розовые очки. Я стала встречать все больше приезжих рабочих. Домой стало ходить страшновато.
У нас во дворе как-то пропали стройматериалы. Это было первое попадание на нехилую сумму. Поставили видеонаблюдение по периметру дома, стали закрывать окна на первом этаже на ночь, днем замыкать дверь. Такого чувства страха никогда не было.
Я сам не из города, а из Лоо, и в принципе периферия как была, так и осталась в стороне. Трубы газовые стояли лет восемь. Сейчас подключились. Да и то только те, кто заплатил для ускорения процесса врезки. А это вместе с проектом 200 тысяч! Да, дороги стали делать — это плюс, но пробки отбивают всякое желание ехать в город, потому, что даже в выходные дни пробки. Никакой инфраструктуры! Обещали наладить морское движение — фиг там! Причалы отстроили, но на них не пускают. А иногда вечерком прогуляться охота. Жизнь улучшилась только у чиновников.
Мне очень нравится приведение домов к единому архитектурному облику. Как в Европе стало местами. Нравится, что практически исчезли стихийные рынки и на месте старых палаток аккуратные магазинчики. Город Сочи из провинциального town превращается в city. Очень понравилось, что на ж/д вокзале появились красивые указатели и женщина-кассир объявления читает на хорошем английском.
Единственный минус во всей этой затее — страдания местных жителей. Они не просто наблюдают за всем тем, что меняется на улицах их города, они на себе все прочувствовали. И уже наверняка пропал весь вкус от ожидания олимпийских игр
Зато у них теперь безумно красивый город и скоро зимние игры. Время быстро пролетит — ценить момент надо. Потом все быстро кончится и самой главной целью должно стать сохранение всего, что с таким трудом сделали за эти годы.
Город Сочи превратился в каменный мешок. Никакой архитектурой тут не пахнет — все сплошь из стекла и бетона, кучи мусора, вонь канализаций и толпы машин с мигалками чиновников и их шестерок на трассе. Грязное море, низкие зарплаты — все это нынешний Сочи!
11 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе