«Уличная грязь» — так называется выставка молодых художников, открывшаяся в Красноярске. Представленные на ней портреты бездомных нарисованы не обычными красками, а уличной грязью и пылью.
Несколько дней подряд красноярцы могли наблюдать необычную картину: в самых людных местах города были развешаны щиты, на которых едва-едва угадывались контуры человеческих лиц. Со временем пыль и брызги уличной грязи делали свое дело, и черты на портретах становились четче. Еще один такой щит лежал прямо на тротуаре — в роли «живописцев» выступали прохожие: этот портрет был создан следами от их ног. Готовые полотна стали экспонатами выставки «Уличная грязь», открытой на этих выходных в Красноярске молодежным культурным центром «Каменка». В роли «моделей» на ней выступили местные бомжи.
Эту акцию мы провели в трех городах. Вначале мы фотографируем бомжа, беседуем с ним, узнаем его историю. Потом переносим портрет на щит, в нужных местах обозначаем линии скотчем, а затем закрепляем щит на улице. Вскоре липкие места покрываются уличной грязью и пылью — для этого не нужно много времени. После этого портрет достаточно слегка протереть, и он готов.
Еще один вид «художественной техники», применяемой при создании портретов бездомных, — следы сотен прохожих, под ногами у которых оказался щит. Молодые художники говорят — поначалу люди стараются обходить портреты стороной, но потом деликатничать перестают и идут по лицам, как по обычному тротуару.
Мы старались показать таким образом, что бездомных и обездоленных людей создает сам город и живущие в нем люди. Образ человека проступает только тогда, когда его практически буквально втоптали в грязь.
Слава PTRK и Владимир Абих родом из Екатеринбурга. Начали свой проект именно там, а теперь вот и до Красноярска добрались. Бомжей фотографировали в самом краевом центре и нескольких небольших городках региона. Снимали везде — на вокзалах, рынках, оживленных улицах. Записывали истории их жизни, конечно, если герои проекта в состоянии были их рассказать: в проморолике о подготовке выставки воспроизведены все этапы художественного процесса — вот ребята фотографируют бездомного, спящего на голой земле, другой — пьян, третий, стоя на коленях, просит милостыню; еще один, похоже, просто не понимает, чего от него хотят.
В Красноярске и Канске бомжей найти, конечно, оказалось нетрудно. Вон, неподалеку отсюда, на рынке на улице Щорса, мы сфотографировали одну женщину — она там прямо на асфальте лежала.
Работы Славы и Владимира будут экспонироваться на Х Красноярской музейной биеннале «Любовь пространства», только что открывшейся в городе. Молодые художники рассчитывают после завершения выставки свои работы продать — возможно, устроить нечто вроде аукциона, — а вырученные деньги передать организациям, занимающимся проблемами бездомных, на покупку им еды, одежды, лекарств. Однако, несмотря на такие благие намерения, многим сама идея проекта показалась сомнительной.
Мне кажется, что авторы выставки, что бы они там ни говорили, сами же считают своих героев неполноценными людьми, не такими, как все. Начать с того, что они ведь этим бомжам не объясняли, зачем их фотографируют и что будет дальше с этими изображениями. А то и вовсе фотали, пока те пьяными валялись. Наверное, с другими людьми эти художники не посмели бы себя так вести — без спросу делать портреты, выставлять на улицы в самом неприглядном виде да еще грязью покрывать или под ноги кидать. Нарисовали бы друг друга — по фотографии с какой-нибудь позорной пьянки — да на всеобщее обозрение и закидывание грязью и выставили. А не людей, которые даже толком не понимают, что происходит.
Художники рассказывают, что многих зрителей смутил и сам материал, с помощью которого они создавали свои работы. То есть грязь.
Многие поначалу возмущались, что портреты написаны грязью. Но я так считаю: зачем лицемерить, мы ведь и сами всех этих людей уличной грязью привыкли считать. И выбранный материал, и название проекта должны были об этом лишний раз напомнить. А по поводу того, что мы бомжей без спроса фотографировали и рисовали… Один бездомный себя на уличном плакате узнал — очень гордился этим.
На входе в экспозиционный зал лежал большой белый щит. Посетителям выставки было его не обойти — все шли прямо по нему. Через полчаса еще один портрет проекта «Уличная грязь» был готов.
Видео
Видео: Юлия Старинова на YouTube
Рождение портрета
— Как известно, человек был сотворен из праха. Здесь мы видим, как образы рождаются из грязи. Попирают ногами белые листы и, пачкая их, получают лица. Не буду высказываться за всех представителей РПЦ, но мне такой подход не нравится. В этом есть ущемление достоинства человеческого. Грех смеяться над сирыми и убогими.
— Люди в большинстве своем любят такие зрелища, когда можно смеяться над тем, кто ниже их. Не зря в старину выставляли преступников к позорным столбам и народ бросал в них помои. Это в крови у человека добивать того, кто упал. Можно такую параллель провести и с этой выставкой. Думаю, что многие посетители ушли с этой выставки довольные, но многие и с тяжелым чувством.
Видео
Видео: Пространство Каменка на YouTube
Портреты бомжей
Бездарности, пытающиеся выжать из своих «способностей» политические дивиденды. Были бы настоящими художниками, рисовали бы лучше березки, сосенки, речушки, Столбы наши наконец, толку было бы больше.
Очень крутая идея. Гениальные люди.
1 комментарий к материалу.