Быстрая реакция. Красноярские медики обзавелись собственным авиапарком

31
голос

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: предоставлено пресс-службой КККБ № 1

Аэродром посреди больничного двора, около 30 единиц авиатранспорта, в том числе единственный в России медицинский реактивный самолет, — так сегодня выглядит отделение санитарной авиации Красноярской краевой клинической больницы.

Красноярским медикам часто завидуют коллеги из других регионов: такого авиапарка — по численности судов и их оснащенности — нет больше, пожалуй, нигде в России. Установленное на бортах оборудование позволяет делать экстренные операции, проводить реанимационные мероприятия, поддерживать у пациентов искусственную вентиляцию легких, да и вообще оказывать практически любую помощь, которую сегодня могут предложить квалифицированные специалисты передовой клиники. К слову, требования к квалификации — главное, на что ориентируются в отделении санитарной авиации краевой больницы, отправляя сотрудников в рейс.

На вылеты санитарных авиарейсов отправляются врачи всех без исключения специальностей, которые есть в краевой больнице. Это реаниматологи, нейрохирурги, перинатологи, кардиологи — словом, абсолютно весь спектр специальностей представлен. Обязательное условие — это должны быть врачи только первой и высшей категории. Нередко это и специалисты с учеными степенями, и заведующие отделениями. Особенно часто, например, руководитель ожогового центра у нас летает.

Фото: предоставлено пресс-службой КККБ № 1

В Красноярском крае санитарная авиация существует с 1939 года. Но долгое время это была абсолютно самостоятельная служба и в состав каких-либо медицинских учреждений не входила. Ну а что касается авиапарка или медицинского оборудования, то с современными их, конечно, и сравнивать смешно.

В авиарейсы вместе с медиками в то время отправлялись бортовые лошади — чтобы затем на санях дотащить пациента до самолета. Врачи шутили: вот что, оказывается, значит «санавиация» — «санная»! А больных, случалось, на Большую землю перевозили в гондолах, то есть подвешенными снизу к вертолету или самолету на специальном приспособлении. Представьте: летит самолетик, а под ним человек висит. Лежачий пациент.

Фото: предоставлено пресс-службой КККБ № 1

Сейчас, рассказывает Константин Александрович, авиаперевозчики, с которыми сотрудничает больница, стараются создать максимально комфортные условия и для медиков, и для пациентов. А медицинское оборудование на самолетах и вертолетах устанавливается в зависимости от назначения конкретного вылета. Врачи могут оказывать помощь больным прямо на борту или прооперировать на современной технике в маленьких районных больницах, на отдаленных территориях. Ну а что касается парка воздушных судов, на службе у краевой больницы без преувеличения целая собственная авиакомпания.

У отделения есть собственная диспетчерская служба, штат врачей-консультантов, автотранспорт, работающий круглосуточно. А недавно появилась и своя взлетная площадка — прямо на территории больницы. В распоряжении отделения современные реанимобили, оснащенные дыхательной и следящей аппаратурой, и, конечно, воздушный транспорт: 12 вертолетов Ми-8, четыре вертолета Robinson-44 и Eurocopter, два американских легкомоторных самолета Cessna-208B. Для выполнения рейсов в отдаленные северные территории используются самолеты Ан-24, Ту-134, Як-42. Этим летом у нас появился новый реактивный самолет Hawker 700, который может транспортировать больных на дальние расстояния до 4 тыс. км.

Фото: предоставлено пресс-службой КККБ № 1

Последнее чудо техники показало себя буквально на днях: высокоскоростной Hawker совершил межрегиональный спецрейс Красноярск — Оренбург — Москва. В Оренбург, на родину, был доставлен пациент, пролечившийся в Красноярске от инсульта. А в Москву — больной, которому необходима была особая помощь в условиях клиники федерального значения. Это первый перелет на такое дальнее расстояние в истории российской санитарной авиации. Раньше подобные рейсы для тяжелых пациентов, особенно для тех, кто находится на искусственной вентиляции легких, были просто невозможны: о том, чтобы транспортировать таких больных на обычных рейсовых самолетах, и речи нет. А Ан-24 и Cessna, традиционно использующиеся в санавиации, и летают едва ли не вдвое медленнее, и посадок для дозаправки требуют. А это, понятно, пациентам тоже не на пользу. Но служить реактивный Hawker будет, конечно, не только для полетов в другие регионы, работы для него хватит и в крае.

Всего по краю у нашего отделения действует восемь филиалов, от южных районов до территорий за полярным кругом. И если специалисты из Красноярска в отдаленные населенные пункты вылетают в основном в экстренных случаях, то сотрудники филиалов часто работают как обычная неотложка, там ведь с транспортной доступностью проблемы. Край огромный, с севера на юг — 3 тыс. км, около тысячи — с запада на восток. При этом на Севере плотность населения может быть, например, один человек на квадратный километр, пойди доищись его, если ему помощь потребовалась.

Фото: предоставлено пресс-службой КККБ № 1

Красноярским медикам приходилось совершать вылеты на морские суда, работающие в Северном Ледовитом океане (самый недавний пример — спасение члена экипажа ледокола «Ямал», у которого случился инсульт: к нему отправилась бригада нейрохирургов), на отдаленные метеостанции, к вахтовикам на нефтяные месторождения. Но чаще всего, конечно, помощь нужна жителям маленьких северных поселков.

У нас в районе около 20 населенных пунктов, относящихся к категории труднодоступных. Иными словами, другого сообщения, кроме авиационного, с ними нет. Плюс к тому местные оленеводы ведут кочевой образ жизни, то есть часто находятся вообще вне населенных пунктов, а просто среди тундры. Сигналы о необходимости экстренной медицинской помощи нам приходилось принимать и оттуда. У людей, которые живут в таких поселках или отправляются в тундру, есть рации или спутниковая связь, кое-где ловит обычная сотовая. Иногда из сел, особенно из тех, где есть дети или беременные женщины, ежедневный доклад о здоровье людей делается через СМС: в администрацию района отправляют сообщение о том, все ли нормально, или кому-то нужна помощь. Понятно, что в таких условиях оперативная работа санитарной авиации — единственное спасение.

Фото: предоставлено пресс-службой КККБ № 1

Справка SmartNews

Каждый день врачи из Красноярска совершают по 56 рейсов, плюс по 12 их коллеги из восьми филиалов отделения. Только в этом году медики оказали помощь почти 3 тыс. пациентов. Основная часть из них была доставлена на Большую землю — на лечение в краевую больницу.

Врачи говорят, теоретически малые воздушные суда можно использовать даже для транспортировки больных по Красноярску — на случай, если город, как это часто у нас бывает, встанет в пробках.

Видео

Перевозить пациентов скорая помощь может на вертолете

Сюжет «Прима-ТВ»

Прислал
Владимир Селиванов

Малая авиация на просторах Сибири нужна как воздух, особенно медикам.

Прислала
Рита Бутова

Медикам из других регионов нужно не завидовать красноярским, а предложить администрациям субъектов Федерации поработать над тем, чтобы у них тоже появились свои подобные проекты. Медицинская авиация нужна России, потому что с нашими пространствами полеты по воздуху – самый нормальный способ передвижения.

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работали

Владимир Селиванов, Рита Бутова, Анастасия Савельева

3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Дмитрий Игнатьев 27 сентября 2013, 19:19

Вообще в России давно пора было развивать собственную гражданскую авиацию, малогабаритную, так сказать.

Отмечено
редакцией

Владимир Селиванов 27 сентября 2013, 19:37, Изменено: 27 сентября 2013, 20:31

Малая авиация на просторах Сибири нужна как воздух, особенно медикам.

Отмечено
редакцией

Рита Бутова 27 сентября 2013, 20:05, Изменено: 27 сентября 2013, 20:31

Медикам из других регионов нужно не завидовать красноярским, а предложить администрациям субъектов Федерации поработать над тем, чтобы у них тоже появились свои подобные проекты. Медицинская авиация нужна России, потому что с нашими пространствами полеты по воздуху – самый нормальный способ передвижения.

Добавить комментарий

Новое на сайте