Красноярские энергетики выступили с неожиданной инициативой: они готовы компенсировать горожанам убытки за сгоревшую бытовую технику, если ее поломка произошла из-за перепадов напряжения в сети. Причем делать это они будут безо всяких судебных разбирательств. В краевом парламенте такому предложению готовятся придать статус регионального закона.
Красноярские энергетики начали необычный эксперимент: они без судебных разбирательств готовы компенсировать горожанам ущерб за технику, сгоревшую в результате перепадов напряжения в электросетях. До сих пор подобных выплат люди могли добиться только через суд — а ведь это и потеря времени, и дополнительные расходы. Сейчас энергетики готовы заплатить своим клиентам напрямую. На инициативу обратили внимание депутаты краевого парламента: не исключено, что она получит статус регионального закона и станет обязательной для всех 45 сетевых предприятий, работающих у нас в регионе.
Если в поломке техники действительно виноваты скачки в электросетях — зачем понапрасну затягивать время? Люди, если захотят добиться компенсации, все равно это сделают — пусть и через суд. Но суды — это дополнительная трата времени. И, если истец оказывается прав, то и лишние расходы для самих энергетиков: на судебные издержки, проведение экспертизы… К тому же такая волокита только обозлит людей. А я думаю, ни для кого не секрет, что энергетикам в общественном мнении и так достается. Если можно решить проблему просто и быстро — почему этого не сделать?
Кроме того, рассказывает Дмитрий Владимирович, такая практика — еще один стимул для сотрудников компании содержать сетевое хозяйство в порядке. Задача, к слову, не из легких: только в Красноярске износ электрооборудования составляет 72%. При этом наш город находится еще в сравнительно благополучном положении по сравнению с другими территориями. А ведь «МРСК» намерено распространить эксперимент на все регионы присутствия: несколько сибирских краев и областей.
На моей памяти это первый случай, когда энергетики сами выходят с подобной инициативой. И, конечно, я ее поддерживаю и как депутат — поскольку она дает дополнительные инструменты гражданам для защиты своих прав, — и просто как человек. Потому что, вообще-то, тоже пользуюсь электроэнергией и бытовой техникой и, между прочим, тоже в такую ситуацию попадал. У меня при скачке электричества вышли из строя плита и кухонная вытяжка. Тогда я даже не знал, в чем причина, и не представлял, что в сетевую компанию обращаться надо с претензиями. Пришел в магазин, где технику покупал, и заказал ремонт — конечно же, за свой счет. А магазин входит в федеральную сеть, все вопросы решаются через Москву… Ну, просидел я в итоге полтора месяца на пустой кухне с дырами на стенах от вытяжки и плиты… В общем, это я к тому, что инициатива нужная, своевременная, и не исключено, что на заседании комитета мы такую практику порекомендуем применять и другим компаниям.
Справедливости ради: процедура получения «внесудебной» компенсации тоже не такая уж простая и быстрая. Кроме энергетиков, в процедуре задействованы и управляющие компании ЖКХ, и экспертные организации. В общем, месяц до получения денег придется потерпеть. Но это в любом случае быстрее, чем добиться выплат через суд.
— Разумеется, такие вещи не делаются «на словах». Хозяин техники должен подтвердить право собственности на нее — то есть попросту предъявить чек. Наверняка при выплатах будет учитываться и общий износ техники: естественно, что новая вещь оценивается выше и компенсация за нее будет больше. Это общее правило, и вряд ли энергетики тут придумают что-то новое. И, скорее всего, разный подход будет к случаям, когда сгоревшую технику еще можно отремонтировать и когда восстановлению она не подлежит (соответственно, и компенсации будут различными). Все эти положения напрямую вытекают из Закона о защите прав потребителей.
Энергетики объясняют: чтобы получить выплату, нужно будет вначале позвонить в аварийную службу компании и зафиксировать факт неисправности в электросетях, затем написать заявление в УК или ТСЖ, а в нем — описать случившееся и перечислить пострадавшую технику. Если она подлежит ремонту, то его компания оплатит полностью и безо всяких дополнительных условий. Если же ремонтировать больше нечего — возместит стоимость вещи: вот тут уже эксперты оценят степень износа техники и установят, действительно ли причиной поломки стали скачки напряжения.
И еще один нюанс: без промедления будет выдаваться компенсация в пределах 10 тыс. рублей. Если хозяин техники оценивает ее дороже, его претензии будут рассматриваться в индивидуальном порядке. И если он пожелает сделать это через суд — что ж, его право.
Давно пора такой порядок установить! А то из-за сравнительно недорогой вещи люди судятся месяцами, судебные издержки платят. Да и всякий ли в суд пойдет? Со мной ничего подобного пока не случалось, но, думаю, если бы что-то из техники ценой тысяч в 10 сгорело, я бы связываться с судами не стал — себе дороже. Проще новую вещь купить.
Обсуждение инициативы ОАО «МРСК» в краевом Заксобрании состоится в ближайшие дни. Между тем энергетики уже начали действовать, не дожидаясь отмашки властей. В одном из районов Красноярска, Кировском, на днях были возмещены убытки за сгоревшую технику жителям нескольких домов, расположенных на двух улицах. Примерно месяц назад здесь произошло аварийное отключение энергии и в результате перегорели десятки электроприборов.
Случаи, когда из-за неисправностей в сети сгорает бытовая техника, причем так, что о восстановлении ее не может быть и речи, — вовсе не редкость. Жителям этого дома — героям телесюжета — придется в общем и целом написать едва ли не сотню заявлений в суд, чтобы добиться компенсации за испорченные вещи.
Видео
Из-за скачка напряжения сгорела бытовая техника в десятках квартир дома 134 по улице Пролетарской
Сюжет TETRAGON TV
То, что энергетики сами выступили с такой инициативой, это просто замечательно. Хорошо что они готовы компенсировать горожанам убытки за сгоревшую бытовую технику. А вообще я себе представляю, насколько сложно работать с электросетями в наше время. Так что то что энергетики работают с такими сложными системами и ошибаются, вполне нормально.
Радует, что люди не утратили способность договариваться. Это хорошо.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе