Тува, Калужская и Еврейская области — самые опасные для пешеходов регионы. Таковы данные рейтинга, составленного экспертами на основании статистики ГИБДД. Количество погибших в ДТП пешеходов здесь самое высокое в России. Причины разные: пьянство за рулем, недобросовестно полученные права и плохие дороги.
Тува — самый опасный в России регион для пешеходов. Такие данные приводит экспертный центр «Движение без опасности», ссылаясь на статистику ГИБДД РФ за 2012 год. ДТП, в которых погибли пешеходы, случались здесь чаще, чем где бы то ни было: смертность в дорожно-транспортных происшествиях составила в республике 17,4 человека на 100 тыс. населения. При этом в регионе сохраняется опасная тенденция: количество ДТП с участием пешеходов возрастает не только с каждым годом, но и с каждым месяцем. В том числе и тех, что закончились трагически.
На недавней встрече с журналистами начальник следственной части МВД по Республике Тыва Монге-Назын Могедир рассказал о ходе расследования резонансных ДТП, произошедших в республике за восемь месяцев 2013 года. Всего на территории республики за этот период произошло 95 дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали или погибли люди. Это на 10,5% выше показателей прошлого года (за аналогичный период прошлого — 86). Из них в 49 происшествиях погибли 54 человека, в том числе дети и женщины. Основной причиной смертности на автодорогах республики являются нарушения правил дорожного движения, допускаемые водителями: езда в пьяном виде, превышение скоростного режима. Число погибших в результате автоаварий по вине водителей увеличилось на 22–25%. Дорожно-транспортные происшествия в состоянии алкогольного опьянения совершили 23 водителя.
Общее количество дорожных инцидентов в республике тоже увеличивается: за январь — сентябрь 2013 года в Туве произошло 292 ДТП (против 261 за аналогичный период 2012-го; рост — 11,9%), ранено в них было 511 человек (в 2012-м — 399; рост — 28,1%), погибли 94 человека (год назад — 115; снижение на 18,3%). Однако надо понимать, что это данные по республике в целом, включая самые глухие и отдаленные районы. А вот по столице Тувы Кызылу увеличение числа серьезных ДТП еще более впечатляющее: всего их количество выросло почти на 20%, число погибших никак не изменилось по сравнению с прошлым годом, пострадавших — увеличилось на 16,2%. В прошлом году было составлено 1300 протоколов по факту того, что водитель не уступил место на пешеходном переходе людям, а в этом — 2310. Такие данные предоставил SmartNews отдел пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД по Республике Тыва.
Если мы посмотрим данные только за последний месяц, то увидим, что практически каждый день в республике совершается наезд на пешехода, — это буквально половина новостей в местных информационных агентствах. Самое громкое ДТП, конечно, то, что произошло месяц назад, когда пьяный водитель прямо на автобусной остановке сбил семерых человек, пятеро из которых погибли. Но ведь и помимо этого происшествий полно: на днях на пешеходном переходе была сбита насмерть семилетняя девочка. Чуть раньше, но также в октябре, — десятилетняя, и тоже на переходе, и тоже со смертельным исходом. Иногда жертвами лихачей становится одновременно несколько человек. Причины — пьянство за рулем, недобросовестно полученные права. Таких случаев полно. Иногда — дороги плохие. Всё как везде, наверное. Но, честно сказать, уже страшно по улицам ходить становится, если уж сбивают на тротуарах, остановках и переходах.
Этой осенью в Туве произошло страшное ДТП: 23-летний нетрезвый водитель сбил семерых пешеходов, стоявших на автобусной остановке. Погибли пятеро — четверо детей и 32-летняя женщина.
Видео
Пьяный водитель сбил семь пешеходов
Видео: Вести.ru
Из-за легкости кредитования за последние лет 5-6 жители республики подсели на автокредиты и сегодня есть семьи, в которой по два и даже три автомобиля на семью из четырех человек. Это совсем не соответствует такому же увеличению грамотности водителей и пешеходов. Машины в тувинской столице стоят, где хотят и как хотят. Ездят, примерно, так же. Быть велосипедистом в Кызыле — смертельный трюк, новоиспеченные водители, среди которых немало молодых женщин и подростков без прав, не считают человека на велосипеде за равноправного участника дорожного движения и не понимают, почему он не там, где ем «положено» — в зоне пешеходов. Об этом узнают недоумевающие иностранные гости Тувы, рискнувшие сесть за руль на двух колесах и более такого легкомыслия не допускающие в Туве. Такая же опасность поджидает пешеходов, вне зависимости от нахождения под зеленым или иным знаком светофора. Приехав в Туву все «гости столицы», особенно из зарубежья срочно отучаются от своих цивилизованных привычек — расслабленно ступать по зебре, узнав на практике, что мало кто будет ждать, пока пешеход преодолеет свой путь и нетерпеливо выезжают и наезжают прямо на идущего. Таких фактов столь много, что передавленные дети, женщины и снесенные насмерть пассажиры на остановках — давно уже не газетная сенсация, а раздел «опять».
Однако, как отмечают в тувинской ГИБДД, практически ровно в половине таких ДТП виноваты сами пешеходы: случаи, когда люди, пострадавшие на дорогах, внезапно появлялись перед идущим транспортом, перебегали проезжую часть в неположенном месте или же вовсе шли по автомобильной трассе, составляют около 45% происшествий.
Еврейскую автономную область также включили в список самых аварийных регионов России. В 2012 году в ЕАО под колесами автомобилей гибло 11,58 человека на 100 тысяч. Эксперты в транспортной области уверены, что вина лежит на плохих дорогах и безответственных водителях.
— Частично я бы не согласился с данными исследованиями. К примеру, в Москве 20 млн жителей, и там на пешеходов наезжают гораздо чаще, чем в ЕАО. Но ситуации это не меняет, дороги в регионе находятся в очень печальном состоянии. Трасса М58 обустраивается по всем правилам, но стоит съехать с нее, к примеру, в Биробиджан, и мы увидим изношенные дороги и элементы обустройства. В целом это вина не только дорог, но и водителей. К сожалению, уровень воспитанности на дорогах с каждым годом падает. Отсюда и большая смертность в ДТП, и огромное количество нарушений ПДД. Как бороться? Перепробовали почти всё, осталось только усилить уголовную ответственность и повысить штрафы в десятки раз. Самое главное — увеличить штрафы для должностных лиц, так как, к примеру, сотрудники ГИБДД нередко пренебрегают правилами, находясь в служебных автомобилях, и свидетельство тому — огромное количество видео и обращений граждан.
В ГИБДД по Еврейской АО утверждают, что в 2013 году ситуация на дорогах области изменилась в лучшую сторону.
За девять месяцев 2013 года транспортный риск в Еврейской АО — количество погибших пешеходов на 100 тыс. человек — составил 3,5. По сравнению с 2012 годом количество погибших в авариях снизилось на 62%. Снижено не только число погибших, но и просто пострадавших.
В Калужской области ситуация, к сожалению, осталась без изменений — количество ДТП с участием пешеходов сравнимо с показателем прошлого года. Однако есть и положительная динамика. В региональной ГИБДД нам сообщили, что количество смертельных исходов сократилось почти на четверть.
За 10 месяцев этого года произошло 429 дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, цифры в сравнении с прошлым годом аналогичные. Но на 23% снизилось количество смертельных исходов. За 10 месяцев погибло 64 пешехода. Статистика действительно печальная, большая часть пешеходов гибнет в крупных городах — Калуге и Обнинске.
Дорожные полицейские отмечают, что климатические условия также играют свою роль в печальной статистике. Поэтому для исправления сложившейся картины ГИБДД по Калужской области регулярно проводит различные акции, в которых пешеходам объясняют правила безопасности. К подобным мероприятиям привлечены также учителя местных школ.
Осень также является в этом плане неблагоприятным временем, поэтому осенью особое внимание к пешеходам. Мы уделяем большое внимание мероприятиям для пешеходов, проводим на улицах города акции «Пешеходный переход», работаем с людьми, нарушающими ПДД, на месте. У нас подключена общественность к этому вопросу, кадеты Госавтоинспекции задействованы. Для преподавателей ОБЖ, педагогов разработаны программы, мы постоянно повышаем их квалификацию, потому что в школе есть возможность объяснить детям правила дорожного движения, донести до них необходимость их соблюдения.
Для лучших результатов полицейские прибегли даже к помощи социальных сетей — на их страничках каждый житель может пожаловаться на существующие дорожные проблемы.
Кроме того, активно задействовали для пропаганды и соцсети, и телефоны доверия. Каждый житель региона может сообщить о проблемных местах на дорогах своего города или населенного пункта, вся информация перерабатывается, и в большинстве случаев выставляются экипажи сотрудников ГИБДД. Работа с водителями не прекращается никогда, она идет круглый год.
Снизить смертность пешеходов на дорогах можно с использованием современных технических средств — видеокамер, давно уже широко используемых в столичных городах. Практика введения штрафов за нарушение правил дорожного движения хоть и карательная мера, но весьма эффективная. Калужанам стоит задуматься о собственной безопасности, ведь цена за беспечность порой слишком высока, считает эксперт автошколы ДОСААФ в Калуге.
— Вопрос с пешеходами стоит очень остро. Во-первых, калужане специфический народ, мещанский уклад жизни, что ли, сохранили, для них правила не писаны. Где приперло, там и пошел, хорошо, если через дорогу пошел, и еще лучше, если один, а то ведь и с ребенком за руку бывает часто. И что поражает, с переходом в водители сознание не меняется: за рулем ругаем пешеходов, а когда сами пешком — творим что попало. Во-вторых, надо вводить практику штрафов за нарушения, снятые видеокамерами. У нас самих видеокамер-то пара-тройка, а поставить побольше и штрафы все-таки начать рассылать. И про пешеходов при этом не забывать. Вот тогда, после удара по карману, сознание шевельнется. Ну и ГИБДД в городе должна стоять на разных местах и побольше. У нас как: стоим на одних и тех же местах, народ привык, ожидает и осматривается, эффект внезапности — он во всем важен. Пешеход безалаберный? Так давайте не акциями его поучать, а на месте пресекать.
Калужские автолюбители хоть и жалуются на пешеходов, но все же надеются на власти в решении этой проблемы, призывая использовать не только пропагандистские и профилактические меры.
Наши газеты только и пишут о том, что погиб под колесами человек, сбили ребенка, совершили наезд на пешехода. Печальная статистика вырисовывается. Временами действительно хочется перебежать быстренько, проскочить на догорающий зеленый свет — все мы люди. Но за рулем такие «проскочить и пробежать» раздражают сильно, я и машину так разбил однажды, чтоб не задавить выбегающего на дорогу. Я за камеры, я за ребят в форме со свистками и жезлами, за пешеходные переходы, удобные и водителям и пешеходам, за подземные и надземные тоннели — за любые меры. Город уже давно масштабы жизни набирает, машин море, а проблемы на дорогах решаются еще совдеповскими методами.
Самые опасные для пешеходов регионы России на основании статистики ГИБДД
Место | Регион | Всего погибло | Количество погибших на 100 тыс. населения |
1 | Республика Тыва | 54 | 17,39 |
2 | Калужская область | 117 | 11,63 |
3 | Еврейская автономная область | 20 | 11,58 |
4 | Республика Алтай | 24 | 11,41 |
5 | Псковская область | 63 | 9,52 |
6 | Республика Марий Эл | 63 | 9,13 |
7 | Владимирская область | 129 | 9,07 |
8 | Приморский край | 175 | 8,99 |
9 | Новгородская область | 56 | 8,95 |
10 | Республика Мордовия | 72 | 8,80 |
То что для водителя может быть проявлением неосторожности или даже хамства, для пешехода может быть делом жизни и смерти. Не стоит шутить с безопасностью на дорогах. А пешеходам тоже не нужно бежать на догорающий свет светофора.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе