Фото: ОАО «РЖД»
Красноярские железнодорожники завершили сложнейшие работы по переносу путей на лавиноопасном участке. С одной стороны — отвесные скалы, с другой — река Томь. В проекте, аналогов которому в России нет, были задействованы сотни специалистов. Теперь на вновь проложенных путях поездам лавины больше не страшны.
Специалисты Красноярской железной дороги завершили проект по переносу путей вблизи станции Лужба. Этот участок, расположенный на границе Хакасии и Кемеровской области, считается одним из самых лавиноопасных в России: железная дорога здесь проходит у подножия Кузнецкого Алатау, по узкому пути у скальных отрогов. С одной стороны — отвесные скалы, с другой — река Томь. При этом высота снега в горах в этих местах достигает 3,5 м и сходы лавин не редкость. Между тем по перегону Теба — Лужба идет оживленное движение и пассажирских, и грузовых поездов. Чтобы сделать его безопасным, было решено передвинуть пути подальше от горного склона.
Работы проводились на двухпутном перегоне Теба — Лужба. Построен он был еще в 60-е годы прошлого века, однако подобной реконструкции подвергается впервые. Более того, вообще в России за последние 10 лет проекты такой сложности и такого масштаба не осуществлялись. Сам перенос путей проводился чуть больше двух недель — с 15 октября. Однако этому предшествовала подготовка, длившаяся примерно полтора года: завозились материалы и спецтехника, шла отсыпка береговой полосы. В работах были задействованы все без исключения службы Красноярской железной дороги — от ремонтников до энергетиков, ведь перемещались не только сами рельсы на новое основание, но и стрелочные переводы, электроопоры, кабели, сигнальные сооружения и т. д. От себя добавлю, что больше всех завершению этого проекта обрадовались, пожалуй, туристы: в Кузнецком Алатау их много, построены десятки туристических баз, — наконец отдых людей станет полностью безопасным.
Работы начались с того, что был наращён берег над Томью — почти на километр. На это ушло 40 тыс. кубов скального грунта — примерно 20 грузовых составов по 50 вагонов каждый. Водопропускная труба в Томь была удлинена на 8 м. Дальше начался этап собственно переноса: железнодорожные пути со всей инфраструктурой: стрелками, ЛЭП, сигнальными системами — были демонтированы и установлены на новое место — подальше от скал.
Работали мы круглосуточно — в проекте были задействованы 60 человек и 15 единиц спецтехники. Вообще технологический процесс довольно-таки сложный был: одно звено путей весит 18 тонн, и вот его надо поднять, перенести, уложить, закачать, поймать на шаблон. И все это — на бетонное основание, а не на обычный грунт, как всегда делается. А перенос, между прочим, на 9 м был проведен — немало.
Вложения ОАО «РЖД» в этот проект составили 80 млн рублей. Специалисты уверены: такие затраты абсолютно оправданны, ведь безопасность людей — прежде всего. Сейчас на вновь проложенных путях поездам лавины больше не страшны. К тому же вдоль скал железнодорожники установили специальные заграждения, защищающие от снежных оползней. Обновленный перегон находится в абсолютно рабочем состоянии.
Длина первого участка, перенесенного на новое место, составила 650 м, второго — 625. Плюс было демонтировано и перенесено 13 опор электросетей, в горловине заменено 6 стрелочных переводов. Всё установлено на новый железобетон. А на месте старых путей мы углубили улавливающие пазухи, куда будут попадать снежные откаты — до железнодорожных путей они уже не доберутся. Объем работ, конечно, огромный, и затраты велики, но оно того стоит. У нас ведь на этом участке есть и пассажирское движение, и грузовое, а безопасность людей — самое главное.
Места в Кузнецком Алатау красивейшие, и туристы сюда приезжают со всей страны. Но не всегда здесь безопасно: сходы лавин вблизи станции Лужба — довольно частый сюжет любительских видеозаписей.
Видео
Лавина-2013 на участке Красноярской ж.д. Перегон Лужба — Чарыш
Видео: askiz2009 на YouTube
4 комментария к материалу.