Приходите завтра. В Красноярске ограничили продажу продуктов в одни руки

17
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Максим Блинов/РИА Новости

Красноярцы среднего и старшего поколения как будто вернулись в советскую молодость: в крупнейшей региональной сети супермаркетов, насчитывающей десятки магазинов по всему краю, продукты теперь отпускают с ограничениями. По 5 банок горошка и 3 пачки чая в одни руки — как тут не вспомнить советскую давку за дефицитом или не заподозрить приближение дефолта?

В десятках магазинов Красноярска, принадлежащих крупнейшей региональной сети гастрономов, развешаны списки продуктов из почти 40 наименований: молоко, мясо, хлеб, яйца, консервы, чай, шоколад. Покупателям их отпускают с ограничениями: не больше определенного количества в одни руки. Люди в недоумении: кто-то видит в этом признаки приближающегося кризиса, кто-то возмущается нарушением собственных прав. Есть и те, кто уверен, что раз здесь продукты продаются дешевле, чем в других местах, то подобные ограничения вполне разумны и справедливы: чтобы всем хватило поровну. Как в старые добрые времена.

Между тем в самом супермаркете рассказывают: это не разовая акция, и уж тем более происходит подобное не от нехватки товара. Хотя «чтобы всем хватило», следить действительно приходится.

Сразу скажу: это не акция. Это программа, сворачивать которую мы на данный момент не собираемся. Некоторое время назад мы с местными поставщиками договорились о том, что они будут стабильно продавать нам ряд продуктов ежедневного потребления по сниженным ценам, а мы взамен готовы предложить им большие объемы закупок. Для наших покупателей цены на такие продукты стали ниже среднерыночных на 35–50% по разным позициям. И тут мы столкнулись, с одной стороны, с ажиотажным покупательским спросом, когда люди решили, что это краткосрочная акция и начали сметать товар с полок в невероятных количествах. А с другой — с тем, что к нам стали наезжать мелкие оптовики и также скупать продукты, можно сказать, в промышленных масштабах — для дальнейшей перепродажи. Но ведь мы не для ларечников выставляли низкие цены, а для обычных покупателей.

Систему ограничений на недорогие продукты в торговой сети, конечно, не скрывают. Так, за один раз здесь можно купить 2 бутылки подсолнечного масла, 3 пачки чая, 5 буханок хлеба, 5 плиток шоколада, 5 банок зеленого горошка, 3 десятка яиц, 5 кг куриного мяса местного производства и т.д. При этом хлеб и молоко из списка — примерно в 2–2,5 раза дешевле, чем в среднем по Красноярску. Консервы, куриное мясо, яйца — на 30% и т.д. На продукты подороже никакого лимита нет: покупайте сколько хотите.

Прислала
Наталья Гребнева

Мы не мелкооптовый магазин и не гипермаркет, в который приезжают затовариваться на месяц вперед. Мы работаем в формате магазина у дома. Точек у нас много, и людям вполне удобно приходить за продуктами каждый день. Вот исходя из этого, а еще из элементарного здравого смысла, мы и ввели соответствующие ограничения. 5 л молока, 5 буханок хлеба, 12 л минералки, 30 яиц, 5 кг курицы — трудно представить, что какому-то человеку не хватит на день этих продуктов в таком объеме. А завтра — пожалуйста, приходите и покупайте еще. Конечно, не у всех покупателей это встречает понимание: некоторые, уже на кассе, начинают возмущаться, говорят, что объявления об ограничении продаж не видели. Объясняем людям ситуацию, и, как правило, нам удается переубедить людей.

У красноярцев такое начинание вызвало неоднозначную реакцию. В регионе есть социальные магазины, в которых цены на все продукты ниже среднерыночных; есть и коммерческие сети, в которых льготы предоставляют пенсионерам, малообеспеченным людям или с хорошими скидками продают продукты местного производства. Но ни о каких ограничениях по количеству во всех этих случаях речи нет. С подобной ситуацией в городе столкнулись впервые фактически за весь постсоветский период.

С моей точки зрения, не дело это. Вообще, кто имеет право заниматься подобными подсчетами: сколько, каких продуктов и с какой целью мне надо на сутки? Я покупатель, продукты не в дефиците, и если я хочу купить именно столько — кто вправе мне отказать? Поневоле вспоминаются дикие советские очереди, когда за колбасой, привезенной раз в месяц, целыми семьями стояли, чтоб запастись на подольше. Неужели руководство супермаркета не боится таких ассоциаций? В общем, очень странным кажется мне такой маркетинговый ход. А если дело в том, что супермаркет хочет таким образом увеличить поток покупателей, привлечь их невысокими ценами и на этом заработать, то тем более удивительно: зачем нужны в этом случае какие-то ограничения?

Между тем покупатели на происходящее в сети гастрономов не жалуются. А в надзорных органах существованию лимита на продажи, да и самого покупательского ажиотажа удивляются не меньше: ведь в Красноярске при необходимости есть где затовариться и по более низким ценам.

— С юридической точки зрения это, конечно, не очень правильно, тем более, как я понимаю, речь идет не о разовой акции. Однако жалоб со стороны покупателей к нам не поступало — если таковые появятся, организуем проверку, разберемся, насколько есть повод для каких-либо санкций с нашей стороны. Хотя подобная ситуация вызывает удивление. Перебоев с продуктами у нас в регионе нет, поэтому и какого-то ажиотажного спроса быть, по идее, не должно. И в других сетях ничего подобного никогда мы не наблюдали. Все это тем удивительнее, что у горожан — как рядовых покупателей, так и мелких оптовиков — есть возможность безо всяких ограничений приобрести нужный товар на оптовых базах, которых в городе множество, или в соответствующих магазинах.

Прислала
Наталья Гребнева

А вот психологи заподозрили в этом хитрый маркетинговый ход супермаркета. Ограничения, утверждают они, на самом-то деле никого не ограничивают, а, наоборот, заставляют людей покупать больше, чем они, возможно, собирались.

— Знаете, в математике есть такое понятие — «доказательство от противного»? Этот термин вполне применим и к данной ситуации. Люди видят низкую цену на товар, при этом им сообщают: сколько угодно покупать нельзя, вот лимит. Естественный человеческий порыв — взять побольше, а то вдруг потом уже не будет. А завтра прийти еще и взять снова… Мы ведь склонны искать во всем подвох: да, сейчас в гастрономе говорят, что это не акция, что так будет всегда — но вдруг завтра такие низкие цены отменят, а мы не успели? Вот и покупает человек вместо одной банки горошка — пять: сколько разрешили, по максимуму. И вместо килограмма курицы — тоже пять, раз пока можно! А завтра возвращается, чтобы сделать запас — на случай повышения цен… Думаю, расчет в гастрономе сделан именно на это.

Кто скажет: сколько сейчас гречка стоит? А еще полгода-год назад какой ажиотаж был. Грамотный скандальчик в расчете на лохов, или, что более поганенько (еле слово подобрал из цензурных), на доверчивых бабушек-старушек.

Опять, поди, просрочку скидывают.

Все правильно сделали, вообще надо назад в СССР вернуть людей, а то пооборзели малость, боярами себя возомнили

Видео

«Назад в СССР» — так называется сюжет красноярской телекомпании. И не случайно: многие горожане признаются: когда узнали о необычной программе в крупном супермаркете — поневоле вспомнили советские времена.

Видео: СТС Прима

Прислал
Станислав Родин

Если в основе этой акции стоит именно низкая цена для потребителя и договоренность с местными поставщиками, то все логично. Думаю, что элементы планирования можно с пользой вводить в наш почти свободный рынок. Так что это позитивная тенденция.

Прислала
Евгения Иванова

журналист

Если посмотреть на эту ситуацию с юридической точки зрения, в данном случае происходит нарушение ФЗ «О защите прав потребителей». Никакой гастроном или сеть гастрономических магазинов не имеет права ограничивать покупателя в выборе продуктов и их количестве. Это не тенденция возврата в советское прошлое, это откровенное хамство со стороны руководства торговой сети. Если кто-то из покупателей обратится в надзорный орган с просьбой провести проверку по данному факту, было бы любопытно узнать ее результаты.

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работали

Евгения Иванова, Анастасия Савельева, Станислав Родин, Наталья Гребнева

6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Денис Дедов 13 ноября 2013, 18:58

В принципе, акция разумная. Особенно если учесть горький опыт уличный спекулянтов 90х.

Отмечено
редакцией

Станислав Родин 13 ноября 2013, 19:22, Изменено: 13 ноября 2013, 20:09

Если в основе этой акции стоит именно низкая цена для потребителя и договоренность с местными поставщиками, то все логично. Думаю, что элементы планирования можно с пользой вводить в наш почти свободный рынок. Так что это позитивная тенденция.

Анатолий Ошурков 13 ноября 2013, 19:26

Ну, это не для меня. Я не сторонник ограничений в торговле, тем более таких советских.

анатолий кульбацкий 14 ноября 2013, 04:32

Все эти действия, как со стороны покупателей так и торговцев, издержки наследия прошлого.Редкие поколения людей ,жителей страны не пережили войн, голода,стихийных бедствий, поэтому и сложилась на генетическом уровне, традиция запасаться впрок.Кроме того, неуверенность в будущем,только-только установившаяся какая-то стабильность, угроза финансового кризиса, влияет на поведение людей, и с этим трудно, что либо сделать.

Тамара Медведева 14 ноября 2013, 05:33

Маркетинг - хитрая наука..

Отмечено
редакцией

Евгения Иванова 14 ноября 2013, 08:23, Изменено: 14 ноября 2013, 13:06

Если посмотреть на эту ситуацию с юридической точки зрения, в данном случае происходит нарушение ФЗ "О защите прав потребителей". Никакой гастроном или сеть гастрономических магазинов не имеет права ограничивать покупателя в выборе продуктов и их количестве. Это не тенденция возврата в советское прошлое, это откровенное хамство со стороны руководства торговой сети. Если кто-то из покупателей обратится в надзорный орган с просьбой провести проверку по данному факту, было бы любопытно узнать ее результаты.

Добавить комментарий

Новое на сайте