Один в лодке, не считая собаки, — такое удивительное путешествие совершил красноярский пенсионер вниз по Енисею — из Красноярска по направлению к Северной Земле. Путь сквозь льды, отказ лодочного мотора, встреча с белыми медведями — в пути Сергея Голубева подстерегало всякое.
Два с половиной месяца длилось необычное путешествие красноярца Сергея Голубева. На надувной моторке в сопровождении верного пса он проделал путь от Красноярска к Северному Ледовитому океану и почти достиг Северной Земли. Добраться до заветной цели помешали льды, сковавшие Карское море. Через них на небольшой лодочке было уже не пробраться. Однако Сергей Владимирович не унывает: через год он решил во что бы то ни стало покорить Северную Землю. У него наверняка получится, ведь это арктическое путешествие для красноярца уже седьмое. А вообще в его туристическом послужном списке, наверное, все реки Красноярского края, Хакасии и Тувы.
Я путешествую уже давно и по рекам прошел не по разу путь от Саян до Карского моря. Северное путешествие для меня уже седьмое. Люблю Арктику, но она меня к себе близко не подпускает. Продвигаюсь потихоньку все глубже и глубже. Вот и с Северной Землей сразу не вышло — я хотел свое путешествие приурочить к 100-летию открытия архипелага. А сквозь льды пробраться до конца так и не смог. Но я нисколько не сомневаюсь, что у меня получится в следующем году.
После выхода на пенсию Сергей Владимирович практически все свое свободное время посвящает путешествиям. Этот «северный круиз» занял у него все лето и осень. На надувной моторной лодке путешественник, отправившись в дорогу 25 мая, прошел вначале 2 тыс. километров от Красноярска до северного городка Дудинки. Оттуда до архипелага Северная Земля, расположенного в центральной части Северного Ледовитого океана, оставалось еще 800 километров. Голубеву удалось преодолеть шестьсот: дальше пробраться через льды Карского моря оказалось невозможно.
— Надо понимать, что навигация на Енисее сравнительно недолгая. И чем дальше на север, тем короче. Так, например, навигация на участке от Красноярска до Ангары и Большого Пита начинается только в середине мая. На Дудинку — в июне. Диксон, одна из самых северных точек региона, открыт для судов обычно не раньше второй половины июля. А это и есть те места, в которые отправился путешественник. А закрывается движение судов по Енисею в обратном порядке. Из Диксона чаще всего уже в начале сентября, Дудинка закрыта к октябрю. А к ноябрю навигация по Енисею уже полностью прекращена. Так что неудивительно, что добраться до главного пункта назначения путешественнику не удалось. На лодке с такими расстояниями уложиться в нашу короткую навигацию вообще сложно.
Обратно Сергей Владимирович именно поэтому добирался уже самолетом. Надо сказать, что и без «второго открытия» северного архипелага ему в дороге приключений хватило. Начать с того, что провизии он с собой почти и не брал — только черный хлеб («он тяжелый, плотный, долго хранится»), крупы и чай. Покупать продукты в дороге было, в общем-то, негде: населенных пунктов по пути нет. Так что жил охотой и рыбалкой. И тут немало хлопот ему доставили таежные «конкуренты».
Я раньше, когда по Енисею ходил, медведей двух-трех только издалека видел. А тут они мне жизни не давали. Ни уснуть, ни поесть — то и другое я, понятно, делал на открытом воздухе, ну и белые медведи мгновенно нарисовывались рядышком: в реке лед, в лесу голодновато, вот они и ходили искали, где пожрать. А лед и меня самого достал. Никак я не ожидал его встретить в 100 километрах от Диксона. Погода в этом году была аномальная: лето холодное, ветра сильные. И вот я иду по реке в окружении льдин, и всю эту «флотилию» ветер и течение гонят прямиком к океану.
От непрошеных диких гостей хозяина защищал верный пес Янки — единственный компаньон Голубева в путешествии. Кстати, красноярцы не первый раз отправляются в одиночное плавание — что в переносном смысле, что в самом прямом. Это, можно сказать, уже традиция. Так, на счету красноярца Олега Игошина несколько одиночных велосипедных путешествий по всей стране, семейный поход на каяке к Белому морю в компании супруги. Но, пожалуй, самая знаменитая его «экскурсия» — из Красноярка в Санкт-Петербург, и тоже на каяке. В одиночку путешественник преодолел более 6 тыс. километров за 101 день: нужно было уложиться в навигацию, ведь маршрут пролегал и через северные реки. Обратно возвращался уже посуху: некоторые участки его недавнего пути были скованы льдом. Олег рассказывает: в его случае «гордое одиночество» происходит вовсе не из стремления к риску или романтике.
Чем сложнее маршрут, тем труднее найти попутчиков. Я честно описывал проблемы и опасности, с которыми придется столкнуться, люди оценивали свои возможности и отказывались. Взять хотя бы путешествие до Питера. Это был 2003 год — никаких современных навигаторов тогда не было, сотовая связь брала далеко не везде. Правда, одна из красноярских фирм подарила мне в дорогу спутниковую рацию, ею и обходился. Маршрут несколько раз приходилось менять. Шел я на каяке, то есть ни о каком моторе и речи в данном случае нет. В общем, желающих разделить мою поездку не нашлось. Хотя сейчас моя философия по этому поводу изменилась. Человек я все-таки общительный, компанейский, поэтому буду стараться путешествовать в команде. Кроме того, меня больше не слишком привлекают путешествия ради путешествий. Вот наука — другое дело. У нас в Сибири много мест, интересных с точки зрения археологии, например. Вот это сейчас меня интересует гораздо больше.
А Сергей Голубев уже точно знает, что на следующий год одиночное плавание повторит. Он планирует Северным морским путем сходить в Архангельск или во Владивосток. Ну и конечно, до Северной Земли обязательно добраться. Это уже вопрос принципа.
Справка SmartNews
Архипелаг Северная Земля был открыт русской гидрографической экспедицией осенью 1913 года — именно к этому событию и приурочил свое путешествие наш герой. Площадь архипелага — около 37 тыс. км2. Он необитаем. Архипелаг состоит из полусотни островов — более или менее крупных. Именно здесь находится самая северная точка Азии — мыс Арктический на острове Комсомолец. Расстояние от него до Северного полюса — 990,7 км, поэтому мыс часто используется в качестве стартовой точки арктических экспедиций.
«Большой Северный путь» не впервые привлекает путешественников. Так, например, этим летом украинский путешественник прошел 1,5 тыс. километров по Енисею от Красноярска до Игарки. Хотя так далеко, как герою нашего материала, еще никому не удавалось забраться.
Видео
Украинский путешественник проплыл по Енисею от Красноярска до Игарки
Видео: Вести
1 комментарий к материалу.