Ровно год ушел у пенсионерки из Хакасии на то, чтобы доказать, что она не брала кредит, возврата которого от нее требовали банковская служба безопасности, приставы и коллекторы. Все это время женщина исправно платила по чужим долгам, при этом добиваясь справедливости. Сейчас банк от претензий отказался. Теперь иск в суд с требованием моральной компенсации готовится подать сама жертва обмана.
Целый год ушел у жительницы Черногорска Светланы Литвинцевой на то, чтобы доказать, что она не брала кредит в 300 тыс. рублей. СМС с угрозами, опись имущества и потраченные нервы — таким оказался ушедший 2013-й для Светланы Васильевны. Зато под Рождество случился долгожданный хеппи-энд: банк признал свою ошибку, списал с пенсионерки все долги и извинился.
Теперь настала ее очередь предъявлять претензии. Светлана Васильевна Литвинцева сейчас раздумывает: стоит ли подавать в суд иск с требованием компенсации морального ущерба? Светлана Васильевна уверена, что она далеко не единственная жертва мошенников, оформляющих кредиты на чужое имя. Только не все готовы отстаивать свои права так же, как она, — многим проще оплатить чужие долги.
Я в свое время взяла в «Альфа-банке» кредит на стиральную машинку. Платежи были небольшие — порядка тысячи в месяц, я рассчитывалась аккуратно и к началу 2013 года практически полностью погасила кредит. Ровно год назад — как сейчас помню, 12 января — я получила СМС от банка с просьбой внести платеж около 9 тыс. рублей. Поначалу я решила, что это остаток кредита — я подумывала о том, чтобы выплатить его досрочно, и обращалась с этим в банк. Но все-таки сумма показалась мне неподъемной — это практически вся моя пенсия. И я решила рассчитываться дальше потихоньку, в прежнем режиме. Вскоре я получила второе сообщение с требованием внести деньги. Потом — третье, уже с угрозами: мне обещали неприятности за просрочку платежа, испорченную кредитную историю и все такое. В этом СМС был указан контактный телефон, я позвонила.
В контактном центре банка Светлане Васильевне сообщили, что она оформила товарный кредит на приобретение кухонного гарнитура на сумму почти в 300 тыс. рублей. Поскольку платежи по кредиту не поступали, с учетом штрафов долг быстро достиг полумиллиона. Как пенсионерка ни доказывала, что к этому кредиту никакого отношения не имеет, — все бесполезно.
Я обращалась и в сам банк, и в местное отделение полиции — всюду мне от ворот поворот. Вернуть долг от меня начали требовать и коллекторы, и приставы — уже и имущество собирались описывать, — когда наконец удалось службе безопасности выйти на след этих мошенников.
После того как на пенсионерку посыпались угрозы от служб безопасности банка и коллекторов, она начала рассчитываться по чужим долгам. Но свои права решила все-таки отстоять.
Деваться мне было некуда, и я начала платить по кредиту, который не брала.
Как оказалась, некая красноярская брокерская фирма, располагающая клиентской базой нескольких банков, отправляла в Москву, в их головные офисы, заявки на оформление товарных кредитов по чужим данным. Деньги по одобренным займам перечислялись на счет конторы. Перед банками ее владельцы отчитывались поддельными товарными чеками. Дело было поставлено на поток.
Как я поняла, я далеко не единственная жертва этих «посредников», просто не все будут, как я, свои права отстаивать, многие лучше по кредиту заплатят, чем время на выяснение тратить. У меня-то просто выхода не было — если по этому долгу платить, то мне бы пришлось не пить и не есть, а всю пенсию целиком на кредит отдавать.
При этом брокерская контора работала практически в открытую — были известны ее контакты, реквизиты и даже имена лиц, оформивших кредит на Светлану Васильевну (владелец фирмы — Хубаев, кредитный менеджер — Козырева). Однако возбуждение уголовного дела затянулось: к началу разбирательств оба «предпринимателя» находились за границей, и опросить их следствию оказалось невозможно. Затем уголовное дело было все-таки возбуждено — не в отношении конкретных лиц, а по факту. Сейчас, как сообщили SmartNews в краевом УВД, дело ведется и в отношении Хубаева и Козыревой.
Сейчас по факту кредитного мошенничества возбуждено уголовное дело, подозреваемыми по которому проходят сотрудники посреднической фирмы Хубаев и Козырева. Следствие на данный момент еще не завершено. По предварительным данным, мошенники подали более десяти заявок в коммерческие банки по подложным документам, и не менее чем в четырех случаях кредиты были одобрены. Факт подлога впервые был выявлен после того, как служба безопасности одного из банка занялась проверкой крупной просрочки по полученному там кредиту.
Не секрет, что и по утраченным, и по поддельным паспортам мошенникам удается получать кредиты (в основном в точках потребительского кредитования). При обращении заявителя с претензией на мошеннически оформленный на него кредит банк проводит расследование с привлечением департамента экономической безопасности. При положительном результате (то есть если в результате расследования подтвержден факт мошенничества) кредит аннулируется, кредитная история чистится. Но бывают и отказы, когда клиент пытается имитировать мошенничество в отношении него.
Практически в годовщину всей этой истории — едва ли не день в день — Светлана Литвинцева наконец-то получила сообщение от банка: претензий к ней нет, за допущенную ошибку и причиненное беспокойство банк приносит свои извинения. Но пока это только слова, ведь деньги пенсионерке еще не вернули. Сейчас Светлана Васильевна раздумывает — не попытаться ли ей привлечь банкиров к ответственности?
Пока я иск в суд не подавала, но думаю над этим. С юристами еще надо посоветоваться. У меня, можно сказать, нервотрепка весь год длилась, и на всю страну они меня опозорили с этой подпорченной кредитной историей. Уж если не это моральный ущерб, так что же тогда? В общем, пока не решила я ничего, но, может, если иск подать, банки хоть в дальнейшем аккуратнее будут кредиты раздавать?
— У Светланы Васильевны, безусловно, есть шансы добиться компенсации. В последнее время довольно часто суды (и красноярский краевой в том числе) удовлетворяют подобные иски. Другое дело — трудно с определенностью сказать, каков будет размер возмещения ущерба. По закону при определении размеров компенсации суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Однако минимальные и максимальные размеры выплат нигде не определены, и зачастую получается, что в абсолютно идентичных ситуациях размеры компенсации могут отличаться в разы. Если попросту говорить, запрашивать компенсацию можно какую угодно — окончательное решение все равно останется за судом. По-человечески могу посоветовать требовать побольше. Если что, в суде вас поправят.
Кредитные мошенники становятся все изобретательнее. Причем практика показывает: чем больше «посредников» при получении кредита, тем больше вероятность нарваться на злоумышленников.
Видео
Купи авто себе и кредитному менеджеру
Видео: BankiRu/YouTube
хорошо банкиры сработали — так запугали человека, что он начал оплачивать чужой кредит. надеюсь, компенсация за моральный ущерб и такая «слава» окажутся достаточно значимыми, чтобы заставить банкиров задуматься и, может быть, что-то поменять в своей работе
Ужасная история… А ведь сколько людей попросту испугались и не стали доказывать свою правоту, а просто молча заплатили. Таких мошенников, как эти брокеры, надо наказывать по всей строгости закона, чтобы им подобным такое вытворять неповадно было.
После таких перипетий пенсионерке действительно надо требовать с банка по максимуму (сумму «уплаченного» кредита в полном объёме, материальный ущерб и полную компенсацию всех судебных издержек). Некоторые банки уже обнаглели. Пора их приводить «в чувство».
Пенсионерке советую направить письменное требование банку вернуть ей денежные средства на основании статьи 1102 ГК РФ «Обязанность возвратить неосновательное обогащение». И не забыть упомянуть положения ст.1107 ГК РФ о том, что на сумму несновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами (ст.395 ГК РФ) с того времени, когда банк узнал (хотя бы дата признания и извинений перед пенсионеркой) о неосновательности получения денежных средств.
Направить лучше ценным письмом с уведомлением. В описи вложения обязательно более-менее подробно указать, что именно она отправила. Например, «требование о возврате неосновательного обогащения денежными средствами в сумме такой-то на основании ст.ст.395,1102,1107 ГК РФ». Смущает правда п.4 ст. 1109 ГК РФ. Но наверняка в городе из юристов есть кому помочь пенсонерке, почитать материалы. Вслепую сложно что-то конкретнее советовать.
13 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе