Скинуться на строительство нового теплохода предложил красноярцам губернатор края Лев Кузнецов. Енисейский речной флот практически полностью изношен, его обновление — дело дорогое, а без речных судов никуда. Народный теплоход хотя бы отчасти решит проблему.
Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов предложил жителям региона скинуться на строительство теплохода. Речной транспорт в крае устарел и морально и физически — перевозки пассажиров на большинстве енисейских судов опасны и некомфортабельны. Несколько теплоходов уже выведены из эксплуатации. Последние навигации по Енисею ходят и еще несколько судов, среди которых «Михаил Лермонтов» — брат-близнец и ровесник затонувшей в 2011 году «Булгарии» (оба были построены в 1957 году). Основная часть енисейских теплоходов полностью выработает свой ресурс к 2015–2016 годам. Между тем красноярский речной флот обслуживает порядка 20 населенных пунктов в регионе, причем таких, для которых это фактически безальтернативный вид транспорта, — по-другому туда добраться нельзя.
В России речные суда не строят больше 20 лет. А зарубежные — удовольствие довольно дорогое: в зависимости от технической оснащенности и других параметров теплоход обойдется в сумму от 500 млн до 1,5 млрд рублей. Полностью обновить флот за деньги красноярцев, конечно, невозможно, но одно судно построить вполне реально, заявил губернатор. Не так давно спикер краевого заксобрания уже предлагал создать народное IPO и соорудить аэропорт за счет вложений граждан, но этот проект оказался слишком сложным. Другое дело — теплоход.
На недавней пресс-конференции, подводя итоги навигации, губернатор края заметил, что осталось у нас совсем немного теплоходов, осуществляющих рейсы по Енисею. Они морально и технически устарели, причем настолько, что реконструкции уже не подлежат. А обновлять флот надо. Вот глава региона и выступил с идеей построить теплоход, что называется, всем миром. То есть, попросту говоря, скинуться на его строительство. Не так давно с подобной идеей, правда насчет аэропорта, уже выступал один из местных политических деятелей. Однако, как сказал наш губернатор, аэропорт — это, пожалуй, уже слишком, ведь это не одно только здание, но и техническое оснащение, и инфраструктура — можно представить масштабы требуемых вложений. А вот выступить частными инвесторами в строительство теплохода красноярцам вполне под силу. Назвать народное судно губернатор предложил именем выдающегося красноярского писателя Виктора Астафьева, которому в этом году исполнилось бы 90 лет.
В 1990-е годы по Енисею ходило 15 пассажирских теплоходов, сейчас рабочих судов осталось втрое меньше. И грузовые в Красноярском крае тоже «в возрасте». Правда, специалисты утверждают, что не все так уж плохо, ведь важнее не то, когда было построено судно, а то, как оно эксплуатировалось и обслуживалось. Но обновлять красноярский речной флот нужно в любом случае, и не только по техническим причинам.
Сейчас из Красноярска в Дудинку ходят суда, возраст которых составляет около 60 лет. Но любой специалист вам скажет, что нет судов старых и молодых, есть технически исправные и неисправные. Срок и качество их службы зависят прежде всего от того, каков был за ними уход, как их обслуживали. В то же время, если речь идет о пассажирских судах, важную роль играет их соответствие современным требованиям к комфорту, и вот в этом плане теплоходы «в возрасте» уже оказываются неконкурентоспособными. В крае много говорится о развитии туризма, в том числе и речного, но вряд ли можно привлечь в регион туристов, особенно иностранных, если путешествие на теплоходе не будет для них удобным и комфортабельным. Разумеется, обновление речного флота нужно просчитывать и с точки зрения экономики, но, с другой стороны, речь идет о престиже края, так что подобные затраты вполне оправданны.
Красноярский губернатор уверен, что народная стройка станет первым шагом к тому, чтобы изменить ситуацию с речным судоходством в регионе. Он и сам готов поучаствовать в проекте — как частное лицо, вместе с другими жителями края, которые пожелают вложиться в строительство нового теплохода. Что до красноярцев, пока особого энтузиазма у них губернаторская идея не вызывает.
Справка SmartNews
Лев Кузнецов, согласно официальной декларации о доходах и имуществе за 2012 год, заработал 64,5 млн рублей. В России он владеет земельным участком 14 511 квадратных метров и домом площадью 563 квадратных метра, а также одной квартирой. Кроме того, Кузнецов обладает совместно с супругой земельным участком площадью 3385 квадратных метров и домом площадью 180 квадратных метров во Франции. В индивидуальной собственности губернатора также французская квартира площадью 109 квадратных метров и три гаража.
Кузнецов занимает пост губернатора Красноярского края с февраля 2010 года. До этого с октября 2002 по июнь 2007 года он работал в должности первого заместителя губернатора края (с июня по ноябрь 2003 года исполнял обязанности мэра Норильска). С 2001 по 2002 год был первым заместителем губернатора Таймырского автономного округа, работал на руководящих должностях в «Норильском никеле», «Норильскгазпроме», Альфа-банке и Международной финансовой компании.
Мне кажется, в первую очередь надо четко определить все параметры проекта. И не просто четко, а неизменно, раз и навсегда. Чтобы не получилось, как это часто бывает: сначала надо вот такую сумму собрать, а потом еще и еще… Юридических заморочек много. Кроме того, как мне кажется, нужно какую-то минимальную сумму установить, которую человек должен будет внести. Речь ведь идет о дальнейшем совместном владении судном, о долях в собственности? Или нет? Или нам предлагается просто скинуться, вроде как пожертвования сделать? Все это тоже надо решить заранее и документально прописать. Иначе идея на нет сойдет.
Сейчас, по данным красноярского Минтранса, краю нужно по меньшей мере восемь новых судов различного типа, иначе через четыре года регион вообще останется без пассажирского речного флота — последние действующие теплоходы полностью выработают допустимый срок службы.
Видео
Пассажирские теплоходы в Красноярске
Видео: Enigma301983/YouTube
Правильно пишет Иван Варфоломеев:« Речь ведь идет о дальнейшем совместном владении судном, о долях в собственности? Или нет? Или нам предлагается просто скинуться, вроде как пожертвования сделать?» Пусть оно будет совместным владением группы предпринимателей, которые и будут это судно строить, эксплуатировать и ремонтировать. А то, на что собирается в виде пожертвований, почему потом начинает кому-то одному принадлежать. Тут же находится хозяин и все благополучно забывают, что строили на пожертвования.
Даже если удастся собрать деньги на этот новый корабль, то проблему с речным судоходством в регионе это все равно не решит — ведь одним кораблем не обойтись.. Так что для того, чтобы изменить ситуацию с речным судоходством в регионе нужны более крупные вливания в эту отрасль.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе