В Эвенкии возрождают традиционные северные ремесла: пошив меховой одежды и резьбу по кости местных животных. Одежду и предметы быта изготавливают по уникальным полузабытым народным технологиям — аналогов им нет больше нигде.
В Эвенкии говорят: человек живет оленем. Для северян так оно и есть: жилье, одежда, обувь, транспорт, еда, домашняя утварь, украшения, сам уклад жизни — все это у эвенков завязано на оленеводстве. Причем речь идет не о глубокой старине. Есть семьи, которые и сейчас ведут кочевой образ жизни. Есть и те — в основном это жители крупных северных поселков, — кто стремится усвоить секреты старинных ремесел и использовать сделанные по традиционным технологиям вещи в повседневной жизни.
Народным эвенкийским промыслам обучают в местной мастерской «Чиктыкэн». Особой популярностью пользуются традиционное вязание мехом, изготовление меховой одежды и резьба по кости. За новыми знаниями жители Туры, столицы Эвенкии, приходят не только из любви к искусству. Одежду, изготовленную по народным технологиям, — варежки, шапки, жилеты, шубки, сапоги — вполне можно носить и в наши дни. В условиях Крайнего Севера ей альтернативы, в общем-то, и нет. Никогда не выйдут из моды и костяные украшения.
При работе с мехом применяются самые разные техники: выкладывание мехом (так мы делаем шапки, жилеты, иногда дополнительно отделываем их кожей), своеобразная мозаичная техника — когда, например, при изготовлении рукавиц полоски меха норки как бы насаживаются на нить, в идеале — из жил животных, и соединяются таким вот образом. Это и собственно вязание из нитей, полученных из меха животных. Готовые изделия можно украсить традиционными узорами из бисера — этот вид народного промысла мы тоже внимательно изучаем. Причем так можно работать даже с мехом б/у. Кстати, на занятия к нам в мастерскую изначально пришло много женщин, которые вовсе не ставили перед собой цель изучить народное искусство, нет, они просто хотели дать вторую жизнь ношеным меховым вещам, которые, может быть, вышли из моды или просто наскучили хозяйкам. Ну а заодно и вот такое искусство наши ученицы освоили. И не только одежду, но и сувениры, и ковры, и предметы интерьера из меха делать научились.
У эвенков, живущих в Красноярском крае, в числе традиционных предметов одежды и быта есть и такие, подобных которым не найти ни у одного другого народа, живущего на Крайнем Севере. И это несмотря на, казалось бы, схожие условия жизни и одинаковый климат. Они используются и в наше время. Для пастуха, кочующего по тундре, нет ничего лучше поясной сумки. Хозяйке чума удобно будет сложить разную мелочь в патакуй. Ну а круглые коврики из оленьего меха, напоминающие солнечный диск с расходящимися от него лучами, в ходу и в кочевом доме, и в городской квартире.
У эвенков традиционная национальная одежда и обувь изготавливались из меха и кожи оленя. Другие материалы — например, мех песца, лисы, выдры — хоть и использовались, но гораздо реже. Меховая шуба с меховой же мозаичной отделкой, меховые сапоги, подшитые оленьей кожей, — вот традиционный эвенкийский костюм. Но шуба, она, как говорится, и в Африке шуба в конечном-то счете. Но у эвенков были вещи из меха и кожи, аналогов которым нет больше нигде. Например, патакуй — сумка для перевозки некрупных вещей во время кочевья. Это такая корзинка из бересты, довольно жесткая и очень прочная, снаружи и изнутри обшитая кожей. Или меховые сумки-мешки, которые за счет специальных петель можно носить на поясе или на шее. Или ковер из меха оленя — круглый, символизирующий солнце. Все эти вещи используются эвенками до сих пор.
В мастерской «Чиктыкэн» учат делать и украшения для дома по народным обычаям. Попроще — «чумовята» — меховые фигурки-обереги для чума, да и для любого дома. А вот чтобы овладеть искусством резьбы по кости животных, нужно долгое время. Пока ученики «Чиктыкэна» в основном наблюдают за тем, как работают над костью профессиональные мастера. Но со временем, конечно, научатся и этому.
Мне больше всего нравится, что наши занятия — это не просто ремесло ради ремесла, дескать, мы тут к национальным истокам приобщаемся. Главное, что все, что мы делаем, применимо в жизни. Можно носить, можно свой дом украшать. Вещи, которые мы делаем, вечные во всех смыслах слова — и служат долго, и мода на них не проходит.
Справка SmartNews
Традиционно в Эвенкии не только экономика или быт, но и весь уклад жизни был связан с оленеводством. Однако в 80-е годы ХХ века оленеводство стало стремительно угасать: оно экономически менее выгодно, чем, например, охота на пушного зверя, которого в этих местах в избытке. Да и молодежь не стремится к кочевому образу жизни. Были случаи, когда старым пастухам просто некому было передать стадо — и все олени шли под нож. Восстанавливать оленеводство в Эвенкии активно стали уже в 2000-е годы. Сейчас в Эвенкии домашних оленей вдвое больше, чем в конце 90-х, — около 5 тыс. голов, однако это примерно в семь раз меньше, чем в 80-е годы. С развитием оленеводства связана культура, традиции, образ жизни эвенков. Чтобы их сохранить, в Эвенкии даже открыли кочевые школы и детсады: дети оленеводов учатся в специальных чумах посреди тундры, которые перемещаются вслед за стадом на любые расстояния.
Видео
Быт и ремесла эвенков
Видео: П.В. Софронова/YouTube
Замечательно, что эти традиции передаются их поколения в поколение, сохранились настоящие секреты. Я бы даже с удовольствием сходила на подобный мастер-класс.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе