Пациенты красноярских больниц жалуются на нехватку младшего медперсонала. Ухаживать за лежачими больными приходится их родственникам. В одной больнице, где матери лежали вместе с грудными детьми, женщинам и вовсе предложили самим поработать санитарками.
Жительница Красноярска обратилась в региональные СМИ с жалобой на ситуацию в городской больнице № 7. Как утверждает Ирина (фамилию она просила не называть), родственники лежачих больных вынуждены сами за ними ухаживать — санитаров в клинике не осталось. Если же в больницу попадает одинокий человек, то помочь ему, по словам женщины, и вовсе будет некому.
Если человек без места жительства туда попадает, за ним никого ухода нет; если нет денег нанять сиделку, человек может просто умереть.
Заявления Ирины поддерживают и другие родственники пациентов 7-й больницы. В отделении хирургии, например, половина больных — неходячие, и ухаживают за ними только близкие — и утки выносят, и переворачивают, и повязки меняют, и моют, и за капельницами следят.
В руководстве медучреждения корреспонденту SmartNews подтвердили: проблемы с комплектованием штата клиники действительно существуют. Более того — сейчас ситуация с дефицитом младшего медперсонала прямо-таки критическая. В том же хирургическом отделении штат санитарок укомплектован всего на 15%. То есть нехватка, соответственно, составляет 85% — трудно даже представить такое. Но это не значит, говорят в больнице, что за пациентами никто не ухаживает.
Ну, во-первых, то, что мы бросаем больных на произвол судьбы и не ухаживаем за лежачими пациентами, — это не правда. Никто их не бросает. Во-вторых, нехватка кадров, особенно младшего медперсонала, — это проблема не только нашей больницы и не только нашего региона — по всей стране так. Было бы странно думать, что только одна наша больница такая вот неукомплектованная стоит. А в-третьих, мне неизвестно ни одно СМИ, которое бы встало на защиту медиков и хотя бы попыталось показать ситуацию и с их точки зрения тоже. Поэтому извините, но больше я ничего комментировать не буду.
Для Красноярска случай с 7-й больницей, действительно, не исключение, а едва ли не норма — это подтверждают многие горожане. Даже в самых «тяжелых» отделениях — и взрослых, и детских — вся надежда в плане ухода за пациентами только на родственников больных.
Я не буду называть номер больницы, в которой оперировали мою маму. Все, в общем, закончилось хорошо, и хирурги блестяще сделали свою работу. Но, знаете, если бы я с ней круглосуточно не сидела три недели после операции, не знаю, так ли благополучно бы все завершилось. И не я одна: палата, где она лежала, рассчитана на четырех человек — и при каждом родственник сидит. Одна только женщина была иногородняя, из Норильска, тут уж при всем желании ее никто проведать не мог. Ну, родственники других больных ее то покормят, то утку из-под нее вынесут… А санитаров (да и медсестер) не дозовешься. Да и некого звать-то — на всю нейрохирургию одна санитарка с ведром и тряпкой носится. У меня мама даже в сердцах сказала одной медсестре: «Ваши врачи такую замечательную работу проделали, на таком уровне операцию провели, а медсестры и санитарки все их усилия гробят».
Красноярцы вспоминают разные случаи. В одной из городских больниц, например, в которых молодые мамы лежат с грудными детьми, женщинам даже официально предложили устроиться на четверть ставки санитарками на то время, пока они находятся в стационаре. Мол, чего три недели зря валяться — шли бы полы помыли, что ли.
Впрочем, многие уверены: кадровый дефицит — дефицитом, вот только не надо его путать с непрофессионализмом и безответственностью.
А я считаю, что тут дело не в кадровом дефиците, а в халатности. Ладно, санитарок мало. Но c врачами-то вроде не такой провал у нас? Несколько лет назад мой сын, тогда второклассник, попал в ожоговый центр. Слава богу, что я вместе с ним напросилась лечь! Увезли его на скорой в пятницу днем. И до второй половины дня понедельника к нам врач подошел единственный раз — когда сына в стационар принимали. Руку ему забинтовал и говорит: пару дней понаблюдаем и выпишем. И все — о нас забыли. Осмотров не было, повязку не меняли. Какие там медсестры и санитарки. В понедельник я сама потребовала ребенка осмотреть — от руки у него какой-то нехороший запах пошел. Бинт снимает врач и говорит, что началось нагноение, придется недели на три у них задержаться. Я, помню, психанула тогда и ребенка под горячую руку и под свою подпись из больницы забрала: думаю, если у них все лечение сводится к тому, чтобы раз в три дня под повязку заглянуть, — так я сама лучше справлюсь. И действительно — за неделю выходила ребенку ручку.
В Красноярском крае штат врачей укомплектован примерно на 65% (нехватка специалистов по региону — около 10 тыс. человек). Если же говорить о младшем медперсонале, то с санитарками в крае в целом ситуация примерно такая же, как и в горбольнице № 7 — в разных территориях региона не хватает до 80–85% таких работников. Причина очевидна — маленькие зарплаты и большие нагрузки. В том числе и чисто физические. В основном на эту работу идут женщины — но им ухаживать за лежачими больными тяжело. А мужчины про зарплаты, которые предлагают санитарам, и слышать не хотят.
А что тут удивляться? Вы на зарплаты санитарок посмотрите. В государственных больницах — 7–8 тыс., это со всеми накрутками. В частных — ну пусть 10 от силы. Это на полный рабочий день. Кто пойдет на такую работу? Пенсионеры, кто помоложе, — в других местах подрабатывают, которые повыгоднее. А совсем пожилым — тяжело. Студенты тоже себе поинтереснее и полегче работу находят. А кто остается-то? У меня был в жизни период, пара месяцев. Как-то все сошлось — с мужем развелась, осталась одна с детьми, да еще и с работы сократили. Я тогда хваталась за все, что под руку подвернется, в трех местах работала. И санитаркой вот тоже устроилась заодно. Протянула три месяца — и при первом удобном случае, как только что-то более достойное подвернулось, сразу ушла. Кому, извините, охота горшки за копейки таскать?
Официальных жалоб в краевой Минздрав по поводу ситуации, сложившейся в городской клинической больницы № 7 родственники пациентов пока не подавали. Да и вряд ли будут — санитарки от их заявлений в стационарах не появятся, и зарплаты у них не вырастут.
Справка SmartNews
По данным Министерства здравоохранения РФ, за последние 20 лет количество среднего медицинского персонала уменьшилось в два раза. За последний год по всей стране прием в медицинские колледжи и училища, где как раз и готовят специалистов этого уровня, был увеличен на 16%. Но проблему дефицита кадров это не решает — ведь 24% выпускников этих учебных заведений не идут работать по специальности, и это в первый же год после окончания медучилищ. В дальнейшем число тех, кто навсегда уходит из здравоохранения, достигает 70%.
Видео
Серьезный дефицит медицинских кадров — проблема даже для краевого центра. Что уж говорить о районных больницах
Видео: Наш Красноярский край/YouTube
За те деньги, которые сейчас платят врачам и санитарам понятно, что никто работать не хочет.. тем более, что и сама работа далеко не из легких. Тем не менее проблема налицо и ее как-то нужно решать, может быть даже на самом высоком уровне, ведь такая ситуация у нас по всей стране.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе