Хакасские школы разрабатывают кодекс профессиональной этики. В нем будет прописано, как должен вести себя педагог с коллегами, учениками и их родителями. Отдельный пункт — внешний вид учителей. Кодекс педагоги должны будут соблюдать и за пределами школы.
Корректность в отношениях с учениками и их родителями, поддержание престижа родной школы и деловой стиль в одежде — эти и другие положения будут включены в кодекс профессиональной этики, который сейчас разрабатывают образовательные учреждения Хакасии. Предполагается, что требования, содержащиеся в этом документе, будут обязательны к исполнению не только в рабочее время, но везде и всегда.
Республиканское Министерство образования и науки разослало по школам общие рекомендации по составлению этического кодекса. По мнению чиновников, главный момент, который в нем должен быть отражен, — учитель должен быть, во-первых, образцом профессионализма, а во-вторых, всем своим поведением, от общения с учениками до внешнего вида, давать детям достойный пример для подражания. Особые пункты — недопустимость коррупции в учебных заведениях и уважительное отношение педагогов к традициям, обычаям, культуре разных народов, представителей различных вероисповеданий. Это основа, а конкретику школы пропишут сами.
Кодекс профессиональной этики для каждой школы будет свой. Общие рекомендации министерство в учебные заведения разослало, но дальше каждый педагогический коллектив разработает и примет собственный документ. Касаться он будет не узкопрофессиональных вещей, связанных с качеством преподавания, а отношений педагогов с учениками, их родителями, внутри педколлектива. Оговорены будут и требования к внешнему виду педагогов. Отдельный пункт, который рекомендуется включить в кодекс, — учитель должен защищать честь своего учебного заведения и за его пределами. То есть поддерживать репутацию школы не только на словах, но и на деле — своим достойным поведением и, опять же, внешним видом. Могу сказать прежде всего как мама школьника, такой кодекс необходим. Есть грань, которую педагог не должен переступать, общаясь с учениками, но это, к сожалению, соблюдается далеко не всегда.
У самих педагогов пункты, связанные с доброжелательными отношениями между коллегами и недопустимостью психологического давления на детей, возражений не вызывают. Другое дело — введение дресс-кода, да еще не только на работе, но и за ее пределами. Кстати, вопрос о «форме для учителей» Госдума ставила еще накануне учебного года: среди требований к внешнему виду педагогов значился, в частности, запрет на мини-юбки и яркий макияж. Сейчас школам предлагается включить соответствующие положения и в кодекс профессиональной этики. Учителям этот момент кажется спорным.
Лично для меня необходимость такого документа — очень спорный момент. Взять хотя бы тот же дресс-код. Большинство учителей делового стиля в одежде и прежде придерживались — никого в этом смысле переубеждать и перевоспитывать не надо. Но если вдруг какой-то молодой коллега захочет поэкспериментировать в этом плане — что же, его, взрослого человека, одергивать, запрещать ему на работу являться в «неположенном виде»? Хорошенькие же будут отношения в коллективе, если такие вещи будут происходить. Да и где границы допустимого? Что значит «короткая юбка» или «яркий макияж», кто здесь определяет критерии? Что же касается отношений с учениками и их родителями, тут, в общем, то же самое: принятием документа людей не переделаешь, кто на учеников срывался, тот, скорее всего, и дальше будет. В данном случае порядок могли бы другие инстанции навести, может быть, в некоторых случаях и через суд было бы эффективнее действовать. В общем, кодекс этот может оказаться и простой формальностью, и, не исключено, даже вред нанести в чем-то.
Однако кодекс профессиональной этики, похоже, все-таки не будет формальностью. Как рассказывают в хакасском Минобре, случаи нарушения кодекса будет рассматривать специальная комиссия, а его соблюдение или несоблюдение будет учитываться при аттестации педагогов, применении к ним дисциплинарных взысканий или же, наоборот, при поощрении.
Родители школьников предлагают пойти еще дальше: работу учителей должны оценивать не только коллеги, уверены они.
Если такой кодекс окажется действенным, я только за. Ведь чего только в школе не бывает сейчас: и поборы по поводу и без повода, и открытые оскорбления в адрес учеников, а иногда и родителей, разве что не такие откровенные. Только я бы еще предложил родителей к составлению кодекса привлечь — пусть свои пункты туда вносят. И сами же каким-то образом отслеживают, как эти пункты выполняются, — например, общественный совет можно при школе создать, который бы за такими вещами следил.
Принять участие в составлении документа родители школьников уже вряд ли успеют: как рассказывают в Министерстве образования Хакасии, несколько учебных заведений готовы будут представить свои варианты кодекса профессиональной этики уже 5 марта. Но вот проследить за тем, как его положения выполняются, смогут все: кодекс каждой школы будет выложен на ее официальном сайте.
Напомним, в этом учебном году школьная форма стала обязательной для учеников. А затем Госдума предложила ввести дресс-код и для учителей. Запрет на короткие юбки, глубокие декольте и яркий макияж — такие требования к внешнему виду педагогов депутаты хотят сделать обязательными на федеральном уровне.
Видео
В Госдуме обсуждают дресс-код для учителей
Видео: Prosveshenietv/YouTube
6 комментариев к материалу.