В Сибирский федеральный университет доставлены фрагменты мамонта, найденного в Якутии. Красноярским ученым предстоит получить ДНК и «собрать» геном древнего животного. При этом несколько месяцев уйдет только на подготовку к исследованиям: материала для изучения у ученых немного, и, как они сами отмечают, права на ошибку у них нет.
В Красноярск из Якутска доставлены фрагменты тканей малоляховского мамонта, обнаруженного в Якутии. Найден он был в 2012 году, однако вплотную к его исследованию ученые приступили только сейчас. Поскольку на Малом Ляховском острове найдены были не только кости древнего животного, но и мягкие ткани, внутренние органы, при этом отлично сохранившиеся (и это несмотря на то, что примерный возраст находки — 40 тысяч лет), ученые ожидают от проведения исследований едва ли не сенсационных результатов.
Их надежды отчасти уже оправдались: ученые Северо-Восточного федерального университета впервые в истории обнаружили в туше древнего животного жидкую кровь и смогли определить уровень гемоглобина. Это дало повод представителям корейского фонда биотехнологических исследований Sooam говорить о возможности клонирования мамонта. Красноярским же ученым предстоит выяснить сохранность ДНК и «собрать» геном древнего животного. Исследовать мягкие ткани мамонта будут специалисты научного центра геномных исследований Сибирского федерального университета — их с учеными СВФУ связывает давнее сотрудничество.
Прежде всего подобное межвузовское сотрудничество — принятая во всем мире практика; именно оно дает новые стимулы для развития науки. Кроме того, красноярских ученых мы прекрасно знаем, с Сибирским федеральным университетом, и в частности с центром геномных исследований, работаем давно и плотно. В университете есть вся необходимая база для проведения соответствующих исследований и замечательные специалисты, чья высокая квалификация позволит провести их на необходимом уровне.
Фото: s-vfu.ru
Прежде научные сотрудники центра геномных исследований уже проводили «сборку» генома мамонта: качество митохондриальной сборки, рассказывают ученые, их вполне удовлетворяет, а вот работа по сборке ядерного генома только начата — выполнить ее на должном уровне не позволило качество исследуемого материала. Поскольку фрагменты тканей, с которыми предстоит работать биологам на этот раз, хорошо сохранились, им, как они надеются, удастся получить более качественные результаты исследования ядерного генома. При этом несколько месяцев уйдет только на подготовку к исследованиям: ведь материалов для изучения не так много, и права на ошибку у ученых нет.
С семинара, проходившего в Якутске, я привезла несколько образцов: это фрагменты мягких тканей нижних конечностей, хобота, шерсть, фрагменты костей с костным мозгом, внутренних органов. Наша задача — получить ДНК мамонта, определить, насколько она фрагментирована (хотелось бы надеяться, что фрагментация невысокая — благодаря хорошей сохранности материала), а далее — собрать геном мамонта. Секвенирование ДНК мамонта проводилось нами прежде, и митохондриальный геном был собран на достаточно качественном уровне, а вот качество сборки ядерного генома нам предстоит улучшить. Сами исследования продлятся ориентировочно 4–5 месяцев (а если нужно, будут продлены). И не менее 1,5–2 месяцев уйдет на подготовку к ним. У нас нет права на ошибку: образцов не так много, чтобы их отбраковывать и выкидывать в случае неудачных опытов. Поэтому мы должны совершенно четко определиться с методикой и планом исследований.
Красноярский центр геномных исследований располагает самой передовой техникой — это, в частности, полногеномный секвенатор Illumina HiSeq2000. В России таких приборов всего три. Один — в Красноярске. По сравнению с более простыми приборами он способен проанализировать в сотни раз больший объем информации, и качество ее «прочтения» на таком секвенаторе значительно выше обычного.
Фото: ЯСИА
Вообще секвенирование — это, если попросту, разделение миллиардов цепочек ДНК на небольшие участки, с тем, чтобы их можно было изучить и описать. Секвентатор «читает» эти фрагменты, после чего полученные данные связываются воедино, вырисовывается общая картина. Именно так в итоге и собирают геном. И если стандартный прибор в состоянии прочесть одновременно небольшое количество этих участков, то секвенатор такого уровня, каким располагает СФУ, читает их сотнями, причем качество прочтений неизмеримо выше обычного, а значит, и вероятность ошибки в работе мала.
В дальнейших исследованиях малоляховского мамонта примут участие крупнейшие научные центры не только России и Кореи, но и Великобритании, Дании и США.
Видео
Сохранность тканей малоляховского мамонта позволит красноярским ученым восстановить его геном. Их корейские коллеги говорят о возможности клонирования древнего животного
Видео: Россия РТР
Очень впечатляющая демонстрация возможностей современной российской науки. Пусть даже на первых порах эти мамонты не будут стадами метаться по Якутии, даже один, даже частично жизнеспособный слон станет серьезным прорывом.
Смущают лишь упоминания о каких-то корейских партнерах. Еще не изгладилась из памяти история с южнокорейским профессором, нахально фальсифицировавшим свои экспериментальные данные, то есть оказавшимся обычным шарлатаном. Лучше бы конечно наши сотрудничали с японцами или европейцами — реноме этих научных школ на высоте.
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе