Молодых людей из малых сел Хакасии нужно освобождать от службы в армии — с такой инициативой выступил глава республики Виктор Зимин. Цель — удержать молодежь в деревнях. Сейчас это предложение прорабатывается в правительстве Хакасии.
Освободить сельских молодых людей от призыва в армию — с такой инициативой выступил глава Хакасии Виктор Зимин на совещании по вопросам развития малых сел. Республиканская программа по поддержке таких поселений (первая и пока единственная в России) начала работать в Хакасии в прошлом году. Под ее действие попадают 76 деревень с населением меньше 100 человек. Сейчас за счет республиканского бюджета в них строятся дома для тех, кто готов переехать в такие населенные пункты, выделяются средства частным хозяйствам на содержание скота и обустройство приусадебных участков. Во многих деревнях впервые за их историю появились медпункты, дороги, сотовая связь. Все это — чтобы не только удержать людей в селах, но и привлечь туда новых жителей.
Собственно, и нынешняя инициатива главы Хакасии Виктора Зимина направлена на решение той же задачи — сделать так, чтобы молодежь не уезжала из деревень. Чиновники республиканского правительства только-только занялись проработкой этого вопроса. Но уже сейчас понятно: отсрочка от службы будет предоставлена далеко не всем молодым людям. Главное условие — не просто иметь прописку в малом селе, но постоянно там жить и работать.
Мы понимаем, что тема эта достаточно деликатная — призывать или не призывать молодых людей. Поэтому и не ставим вопрос так, чтобы они вовсе не попадали под призыв. Но воинскую службу можно заменить альтернативной, которую они будут проходить там же, в деревне, и приносить пользу родному селу. На общем количестве призывников от республики это не слишком скажется, ведь живет-то народу, особенно молодого, в таких деревнях всего ничего. В то же время, как показывает практика, после армии парни редко возвращаются к себе на малую родину. А такие меры могли бы их в родных селах удержать.
В республиканском военкомате к такой правительственной инициативе отнеслись с сомнением. С одной стороны, действительно, молодежи в малых селах живет немного, погоды они на первый взгляд не сделают. С другой — именно сельские парни и составляют основную часть призывников. Кроме того, у военного ведомства свои задачи: выполнить план по призыву. Сейчас с этим проблем в Хакасии вроде бы нет, все заданные Минобороны нормативы выполняются. В то же время в военкомате приводят такие цифры: во время осеннего призыва 2013 года через призывные комиссии прошло более 3 тыс. человек, а служить в итоге отправились меньше 1 тыс.: у всех остальных нашлись те или иные уважительные причины, чтобы службы избежать.
Дважды в год мы получаем план призыва молодых людей в вооруженные силы, и наша обязанность — его выполнить. И вряд ли те ведомства, которые нам эти нормативы спускают, удовлетворят объяснения, что вот, мол, мы парней не стали призывать, поскольку они в деревне живут. Более того, немалая, если не сказать основная часть призывников — это как раз ребята из сельской местности. И не только у нас в Хакасии, но, пожалуй, и по всей стране. Горожане — в основном студенты, у них у всех отсрочки, а сельские парни зачастую идут служить не просто потому, что так положено, а прямо-таки с радостью. Да и, в конце концов, служба сейчас длится всего-то год, отслужит молодой человек, а потом, возможно, с еще большей охотой вернется к себе в село.
А вот главы сельсоветов правительственную инициативу поддерживают. И особо отмечают: она сама по себе сформулирована так, что даст возможность получить отсрочку только тем парням, которые действительно работают на благо и развитие села. Часто сами реалии жизни в крошечных деревнях таковы, что не дают выполнить все необходимые условия, чтобы избежать службы в армии. Вот, например, молодой человек в селе должен не только жить, но там же и работать. А в подобных населенных пунктах часто работы-то и нет никакой.
В нашем районе есть несколько населенных пунктов, попадающих в категорию малых сел. Речь идет о молодых людях, которые не только постоянно живут в таких селах, но и — подчеркну — в них работают. А для подобных населенных пунктов наличие некоего юридического лица, которое бы непосредственно там вело деятельность и трудоустраивало к себе местных жителей, в общем-то редкость. Ну, что это может быть? Прежде всего — фермерское хозяйство. И если парень активно в нем трудится, а тем более сам его организовал — конечно, я лично буду только за то, чтобы такой человек получил отсрочку и поработал на благо села. Тем более что по современным-то меркам это исключительные случаи, которые заслуживают индивидуального подхода. Правда, как это согласуется с федеральным законодательством, я сейчас сказать не могу.
Начиная с этого года программа по поддержке малых сел распространится в Хакасии и на более крупные деревни — с населением до 200 человек. Кстати, она, несмотря на то что действует всего несколько месяцев, уже дала свои результаты: по итогам 2013 года Хакасия стала единственным российским регионом, в котором выросло число деревенских жителей, причем прежде всего за счет переезда горожан. Сейчас 32,3% населения республики — это сельчане (в среднем по России — менее 25%).
Власти Хакасии готовы пойти на то, чтоб освободить от службы в армии сельских парней, лишь бы они из деревни не уезжали. А специалисты Генштаба тем временем разрабатывают новые санкции для уклонистов. Теперь те, кто так и не прошел воинскую службу без веских на то оснований, не смогут впоследствии занимать должности государственной, гражданской и муниципальной службы.
Видео
Ну не знаю, по-моему такая инициатива все равно не решит проблемы, а напротив откроет путь для многочисленных махинаций. Чтобы поднять село, надо создать там высокооплачиваемые рабочие места, тогда и в таких экзотических мерах надобности не будет.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе