Библия на долганском. Народам Крайнего Севера расскажут о православии

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Впервые в истории Библия будет переведена на долганский язык — это предусмотрено проектом «Православный ковчег», ставшим победителем конкурса «Православная инициатива». Грантовые средства пойдут на то, чтобы донести идеи православия до коренных малочисленных народов Севера на конкретных и близких местным жителям примерах. 

Проект «Православный ковчег», разработанный сотрудниками Таймырского дома народного творчества, стал победителем международного конкурса «Православная инициатива». Грантовые средства пойдут на работу по православному воспитанию детей-сирот и детей-инвалидов из числа коренных малочисленных народов Севера. Выставки, лекции, игровые программы для малышей — все это предусмотрено проектом. Но самое главное — впервые в истории на долганский язык (наиболее активно использующийся из языков народностей Красноярского Севера) будет переведена Библия.

Сейчас численность коренных малочисленных народов Севера составляет примерно 30% от населения Таймыра — это чуть больше 10 тыс. человек. Самая многочисленная народность — долганы, более 5 тыс. человек. Ненцев в Таймырском муниципальном районе живет 3,5 тыс. человек, нганасан — более 700, эвенков — около 300, энцев — 204 человека. Есть среди них и православные, есть и язычники, есть и те, кто не причисляет себя ни к какой вере. 

В Таймырском доме народного творчества, сотрудники которого и разработали проект, работа в досуговых объединениях и с детьми, и со взрослыми идет явно с оглядкой на местные традиции. Основные направления — фольклор, этнография, народные промыслы, игра на национальных музыкальных инструментах, возрождение старинных обрядов (преимущественно языческих). На первый взгляд не очень все это вяжется с идеями христианского воспитания. Что говорить — в представлении большинства из нас малочисленные северные народы от идей православия все же далеки. Однако авторы проекта утверждают: это заблуждение, пусть и распространенное.

Наш проект «Православный ковчег» направлен на работу с детьми из числа коренных малочисленных народов Таймыра. Кого-то это может удивить, ведь широко распространено мнение, что у северных народов свои, особенные верования, далекие от православия. Но это не совсем так. На севере Красноярского края живут представители самых разных народностей, и, например, долганы, с которыми мы преимущественно и будем работать, в большинстве своем православные. Эта народность сформировалась 150–200 лет назад, когда Север активно осваивался русскими. По сути, долганы — это потомки тех, кто родился в смешанных семьях — русских и якутов или русских и затундренных крестьян-эвенков. Поэтому нет ничего удивительного в том, что им близки православные идеи, православная культура.

Таймырский дом народного творчества. Фото: gorod-dudinka.ru

Самая важная работа, которую предстоит сделать в рамках проекта, — перевод Библии на долганский язык. Издание, выпущенное на Таймыре, будет распространяться по всем населенным пунктам района (разумеется, бесплатно) и, считают авторы проекта, обязательно найдет своих читателей, ведь на долганском говорят многие жители полуострова — представители разных национальностей. А проиллюстрировано издание будет очень необычно: на страницы Библии попадут, как ни странно, сами же северяне.

Самое главное направление нашей работы — впервые в истории на долганский язык будет переведена Библия. Переводом займется преподаватель долганского языка дудинской средней школы Наталья Бархун, а проиллюстрирует издание художник долганского происхождения Алексей Поротов. Причем мы договорились, что иллюстрации будут выполнены с учетом национальных традиций. Ведь если дети увидят, что люди, пришедшие к Христу, выглядят и одеваются иначе, чем те, кто их окружает, им труднее будет ассоциировать себя с такими персонажами. Поэтому в нашем издании будут использоваться изображения людей, близких по внешности к северянам и одетых в костюмы, похожие на национальные долганские. 

Проект предназначен для детей самых разных возрастов. Ребята постарше под руководством священнослужителей подготовят работы на библейские сюжеты — это могут быть и рисунки, и вышитые полотна, и работы бисером. Им же адресованы и интерактивные лекции. Для малышей будут разработаны игровые программы. Ну а создание самого «Православного ковчега», давшего название проекту, объединит всех.

Дудинcкая Свято-Введенская церковь

Еще одним проектом станет создание музейного экспоната — модуля «Православный ковчег». Он будет представлять собой балок — передвижной домик, подобный тем, в которых жили первые русские переселенцы. Мы и сами будем участвовать в его строительстве, и местных жителей привлечем, особенно пожилых, которым есть что вспомнить и рассказать о том, как такие балки строились, как выглядели. Русские переселенцы в таких домиках жили рядом с местными, общались с ними, узнавали их язык, традиции и рассказывали о своих. Именно поэтому им доверились, поверили коренные северяне. И именно благодаря этим переселенцам на Север и пришло православие. 

Проект «Православный ковчег» поддержали Енисейская и Норильская епархия и общественная организация коренных малочисленных народов Севера: северяне тянутся к православию, а возрождению и поддержанию старинных народных традиций это нисколько не противоречит.

Не могу сказать, что массово, но коренные северяне все же приходят в православную веру. Думаю, таких среди них процентов 20–30. В основном это долганы, которые живут на востоке Таймыра. На западе же в основном язычники. Но и они идут в церковь. Вот пример. Не столь давно местный житель, ненец, крестился, вырезал из дерева изображение Николая Чудотворца для нашего храма, сейчас помогает в алтаре. Народ к церкви тянется. А куда же еще ему тянуться? Жаль только, что разного рода сектанты здесь, на Севере, оказываются проворнее нас и успевают людям головы заморочить.

— Я не вижу никакого противоречия между привнесением идей православия и поддержанием традиционной культуры северных народов. Да, они следуют своим обычаям, обрядам — таким, которые принято называть языческими. Но в то же время очень толерантно относятся и к идеям православия, и, разумеется, к исповедующим православие людям, а многие и сами себя таковыми считают. А что до сочетания «народные обряды и христианская религия» — это ведь не только на Севере так. В общем-то и у русского народа ситуация сходная — мы легко совмещаем древние языческие традиции с православной верой.

Ежегодно власти Красноярского края направляют сотни миллионов рублей на поддержку коренных малочисленных народов Севера. Речь идет о поддержке и развитии традиций, языка, культуры северных народов, о предоставлении им максимального доступа к благам цивилизации. Однако впервые появился проект, направленный на религиозное просвещение.

Видео

Коренные малочисленные народы Севера и Сибири

Видео: Павел Сапронов/youtube.com

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работала

Ксения Гагай

Новое на сайте