Лежала под землей. В Сибири откопали железную дорогу времен Николая II

25
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: пресс-служба Красноярской железной дороги

Сибирские археологи обнаружили участок железной дороги, проложенный при Николае II, больше 100 лет назад. Историческую находку удалось сделать во время раскопок в районе строительства нового моста через Енисей. Находка стала неожиданностью. Во-первых, из-за ее масштабов. Во-вторых, интересно, что железнодорожная линия была спрятана глубоко под землей.

Красноярские и новосибирские археологи при проведении раскопок на месте строительства моста через Енисей обнаружили участок железной дороги, проложенный в 1890-х годах. Находка стала неожиданностью, и сразу по нескольким причинам. Во-первых, из-за своих масштабов: ученые нередко находят мелкие фрагменты старых железнодорожных путей — рельсы, шпалы, костыли, но вот 100-метровую дорогу удалось обнаружить впервые. Во-вторых, железнодорожная линия была спрятана глубоко под землей — под полутораметровым слоем грунта. 

Уникальные находки — фрагменты железнодорожной магистрали, обнаруженные археологами на Афонтовой горе, — уже пополнили экспозицию в музее истории железной дороги, посвященную 115-летию Красноярской магистрали (юбилейная дата отмечается в этом году). Протяженность участка железнодорожного полотна, располагавшегося рядом с Транссибом, — около 100 метров. Отметим, что археологи обнаружили его под довольно толстым слоем грунта — глубиной более 1,5 метра.

Дело в том, что возведение четвертого автомобильного моста через Енисей ведется в непосредственной близости от памятника истории и культуры мирового значения — Афонтовой горы, и по закону до начала строительства обязательно проведение археологических исследований этой территории. Проведенные раскопки уже позволили ученым обнаружить множество уникальных объектов, относящихся к эпохе позднего палеолита. Продолжение работ в этом направлении и составляет главный интерес для археологов. Так что найденная «подземка» стала для них сюрпризом, впрочем пришедшимся очень кстати: в этом году Красноярская железная дорога отмечает 115-летие, и находка археологов уже пополнила музейную экспозицию, приуроченную к этой дате.

Фото: пресс-служба Красноярской железной дороги

Железная дорога была найдена учеными совершенно случайно: хотели докопаться до древнего культурного слоя на Афонтовой горе, заодно и пути обнаружили. Как рассказывают археологи, находка их удивила: понятно, что работы ведутся вблизи Транссиба, поэтому можно было ожидать, что им попадутся отдельные детали — фрагменты шпал, костыли, но не целая же железнодорожная ветка! Такое, признаются участники экспедиции, на их памяти происходит впервые. Да и сохранилась дорога, по сути, случайно. Можно сказать, из-за чьей-то халатности. В советское время этот участок использовался в качестве подъездных путей к стрелочному заводу, потом стал не нужен, но сносить его не стали, а просто забросали землей.

Главным образом при проведении раскопок интерес для нас представляла и представляет Афонтова гора. И для того чтобы добраться до культурного слоя, нам необходимо было избавиться от техногенного мусора. Его на этой территории обнаружились целые залежи: электрический кабель, куски старого асфальта, какая-то проржавевшая насквозь старая техника и прочее. Все это покоилось под толстым слоем земли — видимо, так много лет назад все это безобразие решили убрать с глаз долой. Собственно, и участок железной дороги мы обнаружили там же — он спрятался под толстым слоем грунта. Судя по всему, в советское время построили новые, современные пути, а старые, с технической точки зрения ценности не представлявшие, решили не сносить (зачем зря деньги и силы тратить?), а попросту засыпать. Ну а дальше время сделало свое дело — толщина земляного слоя с годами увеличилась в разы.

Фото: пресс-служба Красноярской железной дороги

Как установили историки, по этому участку дороги железнодорожные составы подходили к ледовой переправе через Енисей. Знаменитый красноярский железнодорожный мост по проекту Е.К. Кнорре, удостоенный наряду с Эйфелевой башней Гран-при и золотой медали Всемирной выставки в Париже, был построен в 1899 году. А до этого времени на правый берег Енисея поезда переправлялись совершенно удивительным с точки зрения современного человека способом.

Проложена дорога была, судя по всему, в 1896 году (сам Транссиб строился в 1891-м). Этот ее участок был запасным, выполнял роль подъездного к ледовой железнодорожной переправе через Енисей, примыкающей к Транссибу. Переправа эта действовала до тех пор, пока не был построен легендарный железнодорожный мост, ставший символом Красноярска, — немногие, кстати, знают, что он называется Царским. Найденная археологами ветка шла от угольных складов в Николаевке и до самой пристани. А зимой, пока мост не был построен, она продлевалась по льду Енисея — именно так в то время железнодорожные составы перебирались на его правый берег. Состояние земляной насыпи и оснований путей прямо указывают на то, что этот участок дороги был проложен именно в тот период — в середине 1890-х годов. Но, конечно же, во время его активного использования не раз обновлялся. В частности, на этой железнодорожной линии были найдены рельсы с отпечатанными на них датой и местом производства — завод имени Сталина, 1945 год.

Останется ли находка сибирских археологов единственной в своем роде? Да как сказать… Ведь, как рассказывает Константин Карпухин, иной раз уникальные экспонаты, связанные с историей железной дороги, в Красноярске буквально валяются под ногами. Вот, например, жители Николаевки — старого района, застроенного частными домами и расположенного вблизи железной дороги, — одну из улиц, чтобы автомобили по ней лишний раз не ездили, перегородили рельсами. На рельсах этих выбита дата их производства — 1911 год.

Видео

Об уникальных исторических находках возле железнодорожного моста через Енисей

Видео: Kras RZD

Прислал
Анатолий Дубинский

Гражданин

Ничего секретного.

В военное время и первые послевоенные годы рельсы могли и заменять (если изношены или повреждены), либо перебрасывать со ставших ненужными участков на новое место. Всё проще, чем тащить издалека.

Допускаю, что таких рельсов в Сибири сохранилось немало: встретил как-то заброшенную ветку в болоте на юге Тюменской области. Представляете сюрприз: узкоколейная выходит из тайги и уходит в болото? Рассказывали, что где-то дальше был лагерь, лес валили. Дорога, конечно шла по насыпи, но со временем болото всё засосало.

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работали

Анатолий Дубинский, Ксения Гагай

Добавить комментарий

10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Анна Екимова 15 апреля 2014, 09:22

Ого! Ничего себе, в городе уникальные исторические памятники прямо под ногами валяются, стоит только немного копнуть)) Кстати, а если не секрет, что же послужило такому скорому закапыванию ветки землей, что аж полметра нанесло?

Оля Волкова 15 апреля 2014, 10:26

Кстати, как так получилось, что рельсы сами по себе еще тех времен, а маркировка на них сталинская? Все же, может это одна из каких-то запасных веток, которые строили для других целей уже в сороковых? или секретный какой армейский путь...

Валентина Майер 15 апреля 2014, 12:26, Изменено: 15 апреля 2014, 12:30

Оля, железнодорожные пути иногда подлежат ремонту и замене. Цитата из текста (см выше):
"Состояние земляной насыпи и оснований путей прямо указывают на то, что этот участок дороги был проложен именно в тот период — в середине 1890-х годов. Но, конечно же, во время его активного использования не раз обновлялся. В частности, на этой железнодорожной линии были найдены рельсы с отпечатанными на них датой и местом производства — завод имени Сталина, 1945 год."

Read more: http://smartnews.ru/regions/kr...#ixzz2ywQnXizZ

Отмечено
редакцией

Анатолий Дубинский 15 апреля 2014, 12:27, Изменено: 15 апреля 2014, 12:39

Ничего секретного.
В военное время и первые послевоенные годы рельсы могли и заменять (если изношены или повреждены), либо перебрасывать со ставших ненужными участков на новое место. Всё проще, чем тащить издалека.
Допускаю, что таких рельсов в Сибири сохранилось немало: встретил как-то заброшенную ветку в болоте на юге Тюменской области. Представляете сюрприз: узкоколейная выходит из тайги и уходит в болото? Рассказывали, что где-то дальше был лагерь, лес валили. Дорога, конечно шла по насыпи, но со временем болото всё засосало .

Денис Дедов 15 апреля 2014, 10:42

Может это именно та ветка, по которой вывезли легентарное золото царской России?

Виктор Симонов 15 апреля 2014, 21:55

Х-ха, находка. Один разгильдяй бульдозером засыпал, другой "археолог" внезапно обнаружил. Не нужно делать открытие века при существующих в здравии документах.

Саша Сашина 16 апреля 2014, 00:29

Вы как всегда в своем репертуаре. Что ни скажи - все обхаить надо. Разгильдяй это вы, даже прочитать статью не можете.
цитата: ".... в окрестностях Афонтовой горы, ...обязательно проведение археологических исследований ... относящихся к эпохе позднего палеолита.
Дорогу специально никто не искал и архивы где она проходит не изучали. просто нашли и представители музея взяли то что хотели на экспонаты.
Что тебе еще не понятно. Иди в зеркало посмотри и посмейся, если ты такой смешливый.

Read more: http://smartnews.ru/regions/kr...#ixzz2yzMI3XFX

Виктор Симонов 16 апреля 2014, 14:04, Изменено: 16 апреля 2014, 14:05

Ну да, я понял, что в СаША все мозгами звезданутые.

Adamkus Valdis 18 апреля 2014, 00:01

1890 год, это еще не древняя находка, если бы археологии нашли еще в глубине древние рельсы 5 века до н.э, вот это была бы сенсация.

Adamkus Valdis 18 апреля 2014, 00:10

Интересно, а костыли тоже в музей отправили? 1896 года.Кто владелец костыля? Может в архивах найдется? Медкнижка районого поликлиника.Может сам владелец обьявится, живой.)))

Добавить комментарий

Новое на сайте