С твердой рукой. Тувинские школы возглавят 100 директоров-мужчин

6
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: Виталий Белоусов/ИТАР-ТАСС

В новом учебном году тувинские школы возглавят более 100 директоров-мужчин. До последнего времени в республике, как и во всей российской системе образования, ощущалась нехватка мужчин-педагогов. Однако ситуацию удалось переломить.

В новом учебном году школы Тувы возглавят более 100 директоров-мужчин. В республике до последнего времени, как, пожалуй, и по всей стране, ощущалась нехватка мужчин-учителей: по данным Министерства образования и науки Тувы, их в 2013/2014 году было не более 20% от общего числа педагогов, работающих в системе дошкольного и среднего образования. Теперь ситуация изменится: руководить более чем половиной тувинских школ — 107 из 184, работающих в республике, — будут мужчины. Кроме того, планируется привлекать их если не на директорские, то на другие руководящие должности, и прежде всего на те, которые связаны с воспитательной работой.

Вообще, в Туве в последнее время всерьез взялись за возрождение традиций мужского воспитания. Была, например, создана такая организация, как Совет отцов. Профилактика детской преступности, помощь неполным семьям, наконец, формирование у подростков представлений о том, что такое нормальное мужское поведение, – такие задачи должен решать совет. Но стоит ли говорить, что основная роль здесь принадлежит все-таки школе.

Сейчас у нас действует несколько нормативных республиканских актов, специальных программ по привлечению в школы педагогов-мужчин. В их рамках сейчас 92 будущих директора школ проходят курсы повышения квалификации и еще 17 — переобучение по программе «Управление в сфере образования». Конечно, речь не идет о механической замене женщин — директоров школ на их коллег-мужчин. Но и от ситуации, когда в образовании работают одни только женщины, надо постепенно уходить. Важно, чтобы не только в преподавании того или иного предмета, но прежде всего в воспитании школьников (и в первую очередь, конечно, мальчишек) участвовали мужчины. У нас, как и во всей стране, много неполных семей. Вот и получается, что и в школе, и дома мальчиков воспитывают одни только женщины. А ведь нужно, чтобы они хотя бы к службе в армии подходили подготовленными. Ну и вообще усвоили, что такое мужское поведение.

Как отмечают в Министерстве образования, вопреки всем ожиданиям, мужчин, желающих прийти на работу в школу, оказалось не так уж и мало. И это притом что речь в первую очередь идет о работе в сельских учебных заведениях. Кстати, среди них немало тех, кто решил вернуться в образование из других структур — из МВД, после выхода в отставку в вооруженных силах, с промышленных предприятий… В Минобре им не отказывают — было бы педагогическое образование. В остальном же новоиспеченным и опытным педагогам обещают всестороннюю поддержку.

Сейчас перед нами стоит задача сделать так, чтобы в руководстве всех школ республики на должностях директоров, их заместителей, завучей (и прежде всего по воспитательной работе) были мужчины. Кроме того, мы ставим перед собой цель в ближайшее время как минимум удвоить общее число мужчин-педагогов в школах. Как этого добиться? И в федеральном, и в региональном законодательстве предусмотрены меры материального стимулирования для педагогов. Это и надбавки к зарплате, и решение жилищного вопроса, и выделение земельных участков под строительство. Ну и конечно, это моральное стимулирование педагогов-мужчин: будем стараться поддерживать все их инициативы и стремиться к тому, чтобы к ним прислушивались, чтобы в местах их работы (а речь идет в основном о сельских школах) слово мужчины, педагога было бы веским, значимым. И в вузах, готовящих учителей, мы также вводим стимулирующие меры для молодых людей, готовых прийти на работу в школы, особенно в сельские.

Те из педагогов, кто займет в школах должность директора, сейчас проходят специальную подготовку и переобучение. Прежде всего оно связано с повышением управленческих навыков.

Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров проводит сейчас курсы повышения квалификации по программе «Менеджмент в образовании». Она разработана специально для того, чтобы помочь педагогам-мужчинам, которые займут руководящие должности в школах, адаптироваться к новым условиям работы и, конечно, работать эффективно и качественно. Подготовка включает как лекции по основам управления, юриспруденции ии так далее, так и практические занятия, проходящие на базе лучших школ Тувы.

Эксперты говорят о тувинском опыте как об уникальном для нашей страны, а еще — как об очень нужном.

— Мне впервые приходится слышать о том, чтобы такое начинание — по привлечению в образование мужчин — имело официальный статус республиканской программы. Излишне говорить о том, что оно не просто интересное, но и жизненно необходимое. Детям — и мальчикам и девочкам — обязательно нужно иметь перед собой, так сказать, образец мужского поведения. Это ключ к их дальнейшей успешной социализации, к созданию полноценной семьи, к возможности максимально реализоваться в своей профессии, ведь не секрет, что именно мужчины, если речь заходит о воспитании, отвечают за такие качества, как умение принимать решения, не бояться действовать творчески, а не по шаблону и так далее. Да, сейчас много неполных семей. Но признаемся и в том, что далеко не во всех полных найдется подобный образец… Проблем много, и школа, безусловно, призвана помочь в их решении.

В Министерстве образования и науки Тувы говорят и о том, чтобы создать своего рода общественную организацию, нечто вроде профессиональной ассоциации, объединяющей мужчин-педагогов. Обсуждение планов работы, обмен опытом — главная цель создания такого сообщества. Кроме того, решено раз в полгода проводить республиканский съезд педагогов-мужчин, а на нем подводить итоги работы, делиться проблемами и обсуждать перспективы.

Видео

Власти Тувы возвращают в школы республики мужчин-педагогов

Видео: rtyva/youtube.com

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работала

Ксения Гагай

Новое на сайте