В Красноярске обнаружилось множество домов-банкротов. Их жители исправно платят за жилье и коммуналку, однако деньги невесть куда деваются со счетов, а дома практически не обслуживаются: ни одного капремонта десятилетиями, ни благоустроенных дворов. Корреспондент SmartNews попытался разобраться в ситуации.
В двухэтажном деревянном доме 1945 года постройки на улице Рейдовой ни разу не было капитального ремонта. Сети в нем полностью изношены, несущие конструкции находятся в критическом состоянии. Однако о ремонте речи по-прежнему нет: на лицевом счете дома недостаточно денег, хотя его жители регулярно перечисляют квартплату. По версии управляющей компании, дело в том, что в доме проводится много внеплановых работ — именно в силу его изношенности. А на это, понятно, нужны средства.
Таких домов в Красноярске — сотни. В основном старые деревянные малоквартирные, большинство неблагоустроенные. И хотя в городе действует программа по расселению ветхого жилья, переезд жителей из аварийных домов идет не так быстро, как хотелось бы. В итоге люди живут в непригодных условиях, а коммунальщики, по их словам, несут огромные убытки из-за содержания ветхого жилья.
Поймите, что обслуживание этих домов требует расходов, сопоставимых с многоквартирными. Затраты на обслуживание многоэтажек больше лишь на первый взгляд. Во-первых, они новее, а значит, экстренных ситуаций там все-таки меньше. Во-вторых, оплата, поступающая от жильцов, больше. А у старых, изношенных домов свои специфические проблемы. То коммуникации из строя выйдут, то подтопит их по весне, то крыша протечет, то, извините, септики откачивать надо. При этом живет там с десяток человек, если и платят вовремя, то по итогу выходят гроши, а на повышение тарифов люди, конечно, не согласятся. Без бюджетных вливаний тут не обойтись.
Однако еще хорошо, если жители вообще платят за коммуналку. Красноярский край сейчас занимает первое место в Сибирском федеральном округе по долгам за услуги ЖКХ. Задолженность коммунальщикам в регионе сейчас составляет 12 млрд рублей, из них 2,2 млрд — долги населения (остальное приходится на предприятия, организации и т. д.). Впрочем, не отстают в плане задолженности и сами предприятия коммунальной сферы. Так, главная красноярская управляющая компания «Жилфонд» на данный момент должна теплоэнергетикам — Енисейской ТГК-13 — порядка 1 млрд рублей, причем несмотря на те самые «бюджетные вливания», на которые уповает Сергей Бондарев.
Компания «Жилфонд» ежегодно получает из городского бюджета субсидий на сумму около миллиарда рублей, плюс платежи потребителей. Откуда тогда возник этот долг — тот же самый миллиард за тепло и горячую воду? И где эти деньги? Остается только догадываться.
Сфера ЖКХ непрозрачна, причем со стороны всех участников, не только коммунальщиков. Мне лично приходилось сталкиваться с фактами фальсификации протоколов общих собраний ТСЖ, на которых якобы принимались решения о том или ином способе расходования общих средств.
Красноярские депутаты подготовили ряд обращений в Следственный комитет и прокуратуру по этим фактам, по их итогам было проведено несколько проверок предприятий ЖКХ, ТСЖ и УК по всем территориям края.
Проверка показала, говорится на официальном сайте краевой прокуратуры, что не только старые дома, но и сами предприятия ЖКХ находятся на грани банкротства: у них огромные долги по зарплатам сотрудникам, налогам, расчетам с ресурсоснабжающими организациями.
Причина, во-первых, все в тех же неплатежах со стороны жильцов.
Ну а во-вторых, прокурорские работники выявили несколько случаев прямых хищений поступивших платежей коммунальщиками. В Ачинске, например, одна из управляющих компаний присвоила сумму в 20 млн рублей, а в Березовском районе 500 тыс. рублей прибрало к рукам всего одно должностное лицо. Всего же только с начала 2013 года по результатам проверок прокуратура зафиксировала в крае 179 нарушений закона в этой сфере, 126 исковых заявлений направлено в суд.
…А жители старых красноярских домов по-прежнему верят в то, что их дом стал банкротом из-за внеплановой откачки уличного туалета.
Видео
А сколько таких деревянных домов по городам и весям России?Нужна серьезная программа по расселению из таких домов, так как еще 8-12 лет и сотни тысяч людей окажутся на улице.
Вообще-то стоило бы назвать эти «дома» как следует. Не дома это, а бараки! Это для нас они порой были домом, а по документам проходили как бараки.
Дед у меня жил в таком же в Жуковском, правда, наш получше выглядел — был бревенчатым. И только после смерти деда, в конце 80-х, я узнал, что жил-то он на самом деле в бараке.
Переселили бы их раз, не надо было бы этих огромных, как плетут коммунальщики, затрат на ветошь. Дурят нашего брата, определенно. Люди платят коммуналку в никуда.
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе