В Красноярске создадут подземную лабораторию, которая займется изучением ядерных отходов. Ее строительство — не самостоятельный проект, а первый шаг к созданию новых крупных ядерных объектов в регионе. Несмотря на убедительные доводы в пользу их безопасности, красноярцев подобная перспектива пугает.
О создании в Красноярском крае лаборатории по изучению ядерных отходов заявили на международном форуме «Атомная энергия, общество, безопасность».
В свое время мощный общественный резонанс получило строительство под Красноярском хранилища отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). Тогда зеленые и простые горожане выходили на массовые акции протеста, власти убеждали их, что мнение населения учтут, но вообще-то особой опасности нет: Железногорск, закрытый городок под Красноярском, выстроенный вокруг горно-химического комбината, — лучшее место для подобных объектов. Здесь есть и специалисты, и наработанные технологии. А хранилища, подобные тому, что появится в Железногорске, строятся по всему миру — и ничего, сбоев пока не было.
В общем, пошумели-пошумели да и приняли осенью 2011 года первый состав с ядерными отходами. Правда, даже добирался он с ЧП: на границе Красноярского края 14 вагонов ядерного спецсостава сошли с рельсов. С тех пор таких поездов было несколько. К счастью, обошлось без крушений.
Сейчас, по оценкам специалистов, хранилище ОЯТ почти заполнено — его мощностей хватит максимум на четыре года. Обсуждается проект по строительству новых, в том числе опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ. К слову, этот проект уже был выставлен на торги с начальной ценой контракта в 5 млрд рублей. Но и это лишь первый шаг к строительству под Красноярском нового комбината по переработке ядерных отходов с атомных станций не только России, но и из-за рубежа.
Для красноярцев в плане ядерной безопасности ничего не изменится. Отходы везут именно сюда, потому что в Железногорске есть комбинат, который профессионально работает с ядерным материалом. Разница в том, что ОЯТ у нас будет не только храниться, но и перерабатываться и использоваться в дальнейшем на АЭС. К слову сказать, хранение ОЯТ у нас на комбинате началось не в последние годы — оно осуществляется с 1985 года, и, как видите, без последствий.
Подразумевается, что новый могильник, как его называют в Красноярске, даст солидные вливания в местную экономику и новые рабочие места. Однако, по словам Николая Зубова, председателя Красноярского краевого экологического союза, заявления руководства ГХК о начале реализации проекта некорректны и преждевременны. Ни о строительстве, ни о торгах по нему речи быть не может, пока та самая подземная лаборатория не только заработает, но и выдаст достоверные результаты о возможности строительства нового комбината. До того начинать проект попросту незаконно.
Совершенно неправильно сейчас, когда нет ни лаборатории, ни исследований, говорить, что под Красноярском будет построен новый комбинат и сформировано новое захоронение ОЯТ. Соответствующие лабораторные пробы могут занять 10 лет и более. А на данном этапе разговоры о финальном объекте могут только напугать население. Чтобы не было паники, надо делать акцент на том, что сначала лаборатория будет изучать и только по итогам ее работы будет принято решение.
А вот депутат краевого заксобрания генеральный директор ГХК Петр Гаврилов считает, что никакой паники и нет: мол, красноярцы знают, что наша атомная отрасль самая передовая в мире, и потому к новым проектам относятся едва ли не с энтузиазмом.
Уровень доверия населения к нам высок, и это связано с технологиями, которые сегодня используются в атомной промышленности. Кроме того, большое внимание уделяется так называемым пассивным средствам безопасности, то есть тем, которые сработают независимо от человеческого фактора: какой бы инцидент ни произошел, система сработает на самоостановку. Поэтому сегодня атомная энергетика России самая безопасная в мире, и именно с этим мы связываем рост доверия россиян, даже несмотря на события на «Фукусиме».
Об уровне доверия населения к строительству новых атомных объектов комментарии блогеров говорят, как нам кажется, убедительнее, чем директор ядерного комбината…
Пусть у себя пару АЭС построят и складируют ОЯТ. Мы им расскажем, какие технологии использовать. А головной офис можно в Железногорске открыть.
Не надо нам могильника! Не надо, и точка!
Пусть строят под Москвой.
Как народ ни обольщай рассказами о супербезопасности, все равно это хранилище не нужно никому, кроме тех, кто имеет с него прибыль! И если в штате Невада местное население приветствовало в свое время проведение подземных ядерных взрывов (в то время, когда остальные штаты были против, между прочим), то только потому, что жители всего штата получали нехилые специальные пособия. А у нас жителей Красноярска, сидящих на пороховой бочке, кормят сказками.
Видео
Видео взято у пользователя Afontovo
Горно-химический комбинат в Железногорске — уникальное сооружение и предприятие. Описывать его бессмысленно — это надо видеть. Идеально прямые тоннели в гранитном массиве, снующие там вагончики как в старом московском метро, да и сам объект — чудо инженерной мысли. Если кто не знает, его строили, в частности, работники шарашек и зэки. Но какая уверенность в необходимости была, какой энтузиазм, что бы сейчас ни говорили! Это было. Перед этим чудом рук человеческих можно только стоять сняв шапку и склонив голову.
Реактор, который стоял в Железногорске, нарабатывал оружейный плутоний. Мало кто знает, что одновременно он обеспечивал электроэнергией не только Железногорск, но и значительный район края. Но по соглашению с американцами реактор бы остановлен ровно три года назад.
По большому счёту, надо бы там ставить новую АЭС и завод.
В начале 90-х было предложение французов использовать объект для изучения космических нейтрино, там недалеко от Тулона на глубине 2,5 км стоит нейтринный телескоп ANTARES, который детектирует поток нейтронов космического происхождения. Если бы не бюрократические препоны, в Железногорске у нас была бы нейтринная лаборатория мирового уровня.
Вопрос с захоронением отходов очень непростой. И решение не может быть простым. Естественно, оговорки вроде той, которую сделал главный гидрогеолог ООО «Красноярскгеология» Андрей Озёрский (взрыв невозможен, но если он всё-таки произойдёт, там такой массив…), накал страстей явно не снизят. Людей это волнует и потому, что Железногорск совсем недалеко от Красноярска, всего в 35 км.
Все в мире, имеет свой срок годности и эксплуатации,в том числе и на эксплуатацию хранилища для ядерных отходов. Не окажется ли, что лет через 15-20 появятся утечки, под воздействием грунтовых вод и атмосферных осадков, или в результате смещения горных пород, что приведет к нарушению герметичности..То, что появится лаборатория, это хороший знак, появится возможность изучения и отработки технологий, для переработки этих отходов в безопасное состояние.
10 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе