Башню сносит. В Красноярском крае «эпидемия» падений строительных кранов

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Владимир Вяткин/РИА Новости

В Красноярском крае с пугающей регулярностью падают башенные краны на стройплощадках. Ежегодно в регионе происходит несколько таких ЧП, при этом не обходится и без пострадавших — люди получают серьезные травмы. Некоторые специалисты уверены — причина в том, что строительные компании покупают дешевые китайские краны, которые не соответствуют российским требованиям. Корреспондент SmartNews попытался разобраться в ситуации.

Следственный комитет по Красноярскому краю возбудил уголовное дело по факту падения башенного крана на одной из стройплощадок города. ЧП произошло в мае: из-за неправильного монтажа конструкции произошло ее обрушение, рабочий получил тяжелые травмы. Это происшествие можно было бы считать роковой случайностью, если бы в последнее время подобные эпизоды в городе стали едва ли не нормой.

Уголовное дело по факту падения башенного крана на площадке одного из лидеров местного строительного рынка — компании «Культбытстрой», застроившей пол-Красноярска, — возбуждено по ч. 1 ст. 143 УК РФ (нарушение правил охраны труда).

В ходе следственных действий было установлено, что причинами ЧП на стройплощадке стало отступление от правил технологии монтажа крана, а кроме того — недостаточный контроль за проведением работ со стороны руководства фирмы. На кране был неправильно закреплен канат для контргрузов, в результате чего оборвался, что и привело к падению всей конструкции. В монтажной будке крана в это время находился электромонтер, который при падении получил тяжелейшие травмы. Сейчас уточняются все детали случившегося.

На первый взгляд все очевидно: техника безопасности не соблюдена, руководство фирмы недоглядело. Однако далеко не факт, что должностные лица, виновные в происшедшем, понесут ответственность за случившееся. Сомнения в этом рождает «хроника пикирующих кранов», ведущая отсчет с весны 2010 года. Тогда башенный кран, принадлежащий другой крупной красноярской строительной фирме «Омега», упал на проезжую часть прямо в час пик, в одном из самых оживленных районов города. Серьезно пострадали шесть человек и десять автомобилей. Чудом не была задета переполненная пассажирская маршрутка, подъезжавшая к месту падения. Видео продолжительностью в несколько секунд, снятое уличными видеофиксаторами, потрясло не только город, но и страну.

Я живу в этом районе, буквально за пару минут отъехал от места падения — вез сына из садика. Признаться честно, до сих пор волосы на голове шевелятся, когда вспоминаю о том, что увидел, когда оглянулся…

Тогда тоже было возбуждено уголовное дело. Оно длилось почти год и не обнаружило состава преступления в случившемся. Все обвинения с должностных лиц были сняты. «Стрелки» были переведены на иркутское отделение Ростехнадзора, которое допустило неисправный кран к работе.  

Прислала
Нелли Шестопалова

Следствие выявило факт неправомерной выдачи иркутскими техническими экспертами заключения о промышленной безопасности башенного крана и разрешения на его применение. В связи с этим и было возбуждено дело в отношении руководителя экспертной группы по ст. 238 УК РФ — неправомерная выдача официального документа, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью.

Вскоре после падения крана на улицу, в мае 2010-го, местный Ростехнадзор провел проверку 73 башенных кранов на 58 стройплощадках края. При обследовании было выявлено 314 нарушений — именно технических, связанных с опасными неполадками конструкций. Вряд ли во всех случаях были виноваты иркутские эксперты… Источник SmartNews в Енисейском Ростехнадзоре подтверждает: дело не только в неправильном заключении его коллег. Рухнувший кран не соответствовал требованиям отечественной нормативной документации, и профессиональные строители не могли об этом не знать. 

Кран был китайского производства. Материал, из которого он был сделан, не соответствовал требованиям российских ГОСТов, обнаружились и производственные дефекты крепежных болтов. Зато этот кран существенно дешевле отечественного. Все, что я сейчас перечислил, содержится в официальных отчетах Ростехнадзора и Следственного комитета, это не какие-то «подпольные сведения». Но возникает вопрос — неужели руководство фирмы, приобретшей такой кран, не осознавало, что покупает? Очень сомневаюсь! Уже неоправданно низкая цена конструкции должна была бы его насторожить. А она, наоборот, «вдохновила». Я уверен, что подобная техника сейчас работает на большинстве стройплощадок города, иначе чем объяснить такое количество падений?

Справка SmartNews

Вот дальнейшая хронология «по теме».

10 марта 2011 года. Башенный кран падает на стройплощадке в центре Красноярска. Трое погибших. Хозяин стройплощадки, компания «Авангард», утверждает, что к упавшему крану не имеет никакого отношения. Хотя он и работает на возведении принадлежащего фирме дома.

16 марта 2012 года. Башенный кран падает в одном из южных районов края, в нескольких метрах от жилого дома. Пострадавших, к счастью, нет.

6 апреля 2012 года. В красноярском микрорайоне Черемушки падает секция башенного крана. Пострадал один человек.

16 апреля 2013 года. В городе Железногорске под Красноярском падает стрела подъемного крана. Погиб рабочий, попавший под рухнувшую конструкцию.

Май-июнь 2013 года. Падение крана компании «Культбытстрой» и возбуждение уголовного дела по этому поводу — что, собственно, и послужило поводом для этого материала. 

Прислала
Нелли Шестопалова

Фото: Сергей Черных/РИА Новости

Сейчас проводится комплексная техническая экспертиза рухнувшей конструкции, анализируется соблюдение техники безопасности на стройплощадке. Запрошены должностные инструкции лиц, ответственных за ее обеспечение и проведение работ. Пострадавший мужчина по-прежнему, уже в течение месяца (ЧП произошло 4 мая, а уголовное дело было возбуждено 5 июня. — Ред.), находится в больнице, и уже ясно, что причиненный его здоровью вред можно квалифицировать как крайне тяжелый. Компания-застройщик со следствием сотрудничает, предоставляет все запрашиваемые нами документы.

Интересуемся у Ольги Михайловны — часто ли застройщиков, на чьих площадках происходят подобные ЧП, привлекают к ответственности? Специалист признается: на ее памяти таких случаев нет.

Это действительно далеко не единичный случай. Я работаю в Следственном комитете год, и даже в течение этого времени подобных инцидентов было несколько. Имели место они, разумеется, и раньше. Однако я могут сказать лишь о нескольких возбужденных уголовных делах по таким фактам. О том, чтобы они были завершены привлечением к ответственности должностных лиц строительных компаний, мне неизвестно.

А вот профсоюзный лидер «Кульбытстроя», Лилия Стайнова, утверждает: в ЧП абсолютно ничего закономерного нет, это всего лишь случайность.  

Ну что вы, какая закономерность. Наша компания десятки лет работает, еще с советского времени, мы только за последние десять лет миллион «квадратов» построили, а у нас первый такой случай. Одна только та бригада, в которой пострадавший работал, уже восемь или девять лет назад организована. Мы с профсоюзным комитетом и отделом техники безопасности собственное расследование провели, выезжали туда на площадку, смотрели. Рабочему этому нашему материальную помощь оказали. Сиделку наняли за счет предприятия, следим, чтобы ему самое качественное лечение оказывали, самые лучшие лекарства покупаем ему. И руководство, конечно, тоже.

А в дирекции строительной компании «Культбытстрой» корреспонденту SmartNews пояснили, руководство фирмы «полным составом уехало на тот самый объект и теперь неизвестно когда будет»…

Видео

Строители, как всегда, останутся безнаказанными, как на ул. 9 Мая. Кто у нас в Красноярске крышует строительную мафию? Всем понятно, но говорить об этом страшно…

Китай, он и в Африке Китай. Пока работали русские с советской техникой, краны не падали.

А что тут гадать, все ясно, дом построили, а ненужный старый кран повалили направленно на площадку. Так демонтаж легче производить и дешевле.

Автор

Юлия Лобанова

Над статьей работали

Надежда Сокирская, Нелли Шестопалова

4 комментария к материалу.

Анатолий Губарев 8 июня 2013, 00:23

Наши краны не падали как раз по той самой причине, что контроль со стороны госорганов был очень серьёзным. Хотя мне самому пришлось воевать в руководством заводов, которые старались максимально облегчить себе жизнь, снижая требования стандартов. Если бы им это удалось, падения кранов показались бы досадным недоразумением. Но надо отдать должное Госстандарту и технадзору.
Зато теперь чиновники за мзду могут подписать всё, что угодно.

Анастасия Мичурина 12 июня 2013, 21:54

А в этом особенность российских компаний. они покупают по дешевке где-то то, что не прослужит больше полугода, эксплуатируют это пять лет, а потом удивляются, ну как же так получилось. Ведь Это полная ерунда. так никогда не будет.

Антон Макаров 13 июня 2013, 10:16

Вообще, государственным структурам не мешало бы взять эту ситуацию под контроль.

Никита Облонский 13 июня 2013, 10:53

Как-то действительно странно. Ведь башенный кран, это огромная ответственность. А тут такие вот повороты...

Добавить комментарий

Новое на сайте