Северные территории Красноярского края будут очищены от наследия советских времен — заброшенных бесхозных зданий и техники, разрушенных металлических конструкций, емкостей с остатками нефтепродуктов. Сейчас, по оценкам специалистов, десятками тысяч тонн таких отходов захламлены огромные территории. На работы по ликвидации промышленного мусора только в двух населенных пунктах пойдет почти миллиард рублей.
Вопрос о необходимости очистки красноярской Арктики от промышленных и технических отходов местные депутаты подняли еще зимой. Тогда спикер краевого Заксобрания Александр Усс встречался с президентом России и рассказал об экологических проблемах заполярных территорий региона, в частности, северного порта Диксон, Хатанги, откуда совершаются полеты на Северный полюс, и мыса Челюскин. На днях стало известно: на ликвидацию техногенного мусора в Хатанге и Диксоне федерация направит около миллиарда рублей.
В советское время на севере края были созданы военные базы, базы ПВО и аэродромы. В 90-е годы они были расформированы, а следы их жизнедеятельности остались: это металлолом, бочки с остатками нефтепродуктов — всего, по нашим данным, порядка 14 тыс. т на площади как минимум в 50 га. А в районе Хатанги остался брошенный аэродром с локаторами, металлоконструкциями и отходами ГСМ.
На очистку двух маленьких населенных пунктов и их окрестностей уйдет два года. Но масштабы бедствия, конечно, куда значительнее. Люди, которые не раз бывали на красноярском Севере, рассказывают: промышленный и технический мусор — проблема практически всех полярных городков и поселков. Когда-то они сделали свое дело — успели побывать военными объектами, транспортными узлами, перевалочными пунктами, — а потом государство, решив свои задачи, о них надолго забыло.
Мне часто приходилось бывать в северных экспедициях. Я бы сказал, что красноярский Север захламлен сплошь. Кроме промышленных отходов и следов пребывания военных баз, это брошенная техника — трактора, грузовики, речные суда. На железной дороге Салехард — Игарка, которую начали строить при Сталине, а потом забросили, — рельсы, железнодорожная техника, наконец, руины лагерей, из которых заключенных гоняли на стройку. Много мелких железяк совсем непонятного назначения и происхождения.
Правда, совершенно неожиданно «северный мусор» в какой-то момент сослужил добрую службу местному населению и даже помог выжить в первые постсоветские годы. Для кого-то он стал основой для открытия собственного бизнеса. Ну а заодно отчасти решилась и экологическая проблема…
Берега Енисея очистились естественным образом: всё железо, брошенное вдоль реки,— вначале цветные металлы, а затем и черные, — вывезли попутные суда, возвращавшиеся с северного завоза (не с одной же только северной рыбой в Красноярск идти — нерентабельно!). А где-то и местные жители расстарались. У меня даже был знакомый, который там, на Cевере, открыл бизнес по сбору и сдаче металла. А вот в районе Хатанги и Диксона ситуация действительно катастрофическая. Ведь с этими поселками речного сообщения нет. Непонятно, как вывозить-то будут? Авиацией много не увезешь, да это и дорого. По зимникам — опасно: экосистема тундры очень хрупкая, буквально один шаг — и она нарушена…
Природа Севера, действительно, чрезвычайно ранима и после любого вмешательства восстанавливается годами. Так что, по мнению ряда специалистов, неизвестно еще, что для тундры хуже — мусор, пролежавший там десятилетия, или спецтехника, которая зайдет на ее территорию для вывоза отходов. Другие уверены: вывоз отходов — дело неизбежное.
Люди, к счастью, в свое время заняли не все побережье Северного Ледовитого океана. Но уж куда добрались — там, конечно, наследили сильно. Может быть, масштабными экологическими последствиями это захламление и не грозит — всё-таки тех же ГСМ остались лишь следы, их значительный разлив невозможен. Но чистить Север всё-таки надо, и если на это появились деньги — значит, самое время это сделать. К тому же это не бросовые затраты — речь идет о металле, возможна его дальнейшая переработка, так что расходы отчасти окупятся. Что касается технической стороны дела, то я рассуждаю так: если в свое время все эти грузы были каким-то образом туда доставлены, так и обратно их вывезти вполне реально.
На ликвидацию отходов в Диксоне из федерального бюджета пойдет 650 млн рублей, в Хатанге — 300 млн. Управиться с их очисткой подрядчикам надо будет за 2014 и 2015 годы.
С одного места в другое уберут и денег немерено кто-то поимеет… Даже страшно подумать, что там на миллиард можно очистить.
За такое бабло я весь мусор с северов на санках вывезу на материк.
Можно купить теплоход, пару барж, воровайку и весь металл с севера вывезти, сдавая его непосредственно на сталеплавильный комбинат, реально этот миллиард если не утроить, то по крайней мере поднять ещё столько же.
3 комментария к материалу.