В Красноярске начал работу городской проект «Знакомство с дворовыми играми». Инструкторы обучат подрастающее поколение правилам лапты, городков, «выжигал», «чижа», «палки-банки», «холи-холо», «казаков-разбойников» и проведут для них турниры по этим «дисциплинам». Ребята незнакомые им игры принимают на ура, а чиновники, руководители спортшкол и психологи видят в этом начинании едва ли не панацею для решения серьезных социальных проблем.
Если вы еще помните, что такое «казаки-разбойники» или «цепи кованые», значит, скорее всего, вы относитесь к поколению 30+. Потому что, как выяснили красноярские чиновники, руководители спортивных секций и психологи, люди помоложе даже представления об этом не имеют. А это, решили специалисты, непоправимое упущение. И начали усиленно его наверстывать. Разработали целую общегородскую программу, которая так и называется — «Знакомство с дворовыми играми». Красноярских ребят их правилам учат сразу 100 инструкторов по всему городу.
У нас в городе вообще ведется большая работа по организации внешкольного, дворового досуга детей. Это дворовые клубы, спортплощадки при школах, сейчас вот началась программа по установке 1000 турников в красноярских дворах. Ну а дворовым играм детей будут обучать прошедшие специальную подготовку инструкторы; уже сейчас по этому направлению работают 60 человек во всех районах города, а в течение лета их станет не меньше 100.
Раньше во дворах постоянно можно было увидеть толпы мальчишек и девчонок, занятых какими-нибудь играми. Дети играли много, и мамы чуть ли не до хрипоты звали их с балкона домой спать или на обед. Теперь времена изменились. «Поколение next» интересуется компьютерными играми, телевизором и фильмами о человеке-пауке — всё это заменило радость живого общения.
Счастливое было детство, без компьютеров! Детям было интересно общаться и играть с друг другом. Нынешние даже игр таких не знают.
Видео
Всё началось совершенно случайно, примерно месяц назад. Сотрудники одной из спортивных школ Красноярска проводили занятия в летнем пришкольном лагере. Поскольку ребята там собрались разные и спортсменов среди них было, прямо скажем, немного, решили начать с чего попроще — с традиционных дворовых игр. «Хорошо забытое старое» дети приняли на ура.
В начале этого лета в порядке «шефской помощи» мы проводили занятия в пришкольном летнем лагере. Пришли, чтобы познакомить ребят с правилами городков, лапты, «палки-банки», а они так увлеклись, что не хотели нас отпускать. Вскоре на нас вышел социальный центр «Эдельвейс» Советского района, чтобы мы на их площадке провели такое же занятие. И очень быстро к нам сбежалось человек двадцать ребятишек из соседних дворов, в итоге вместо намеченных двух часов мы проиграли с ними до позднего вечера. Потом начинание подхватили трудовые отряды главы города, затем и Красспорт взял его на вооружение. На самом-то деле организовать всё это несложно: 5-10 ребят, гуляющих во дворе, — вот вам и команда. Правила у этих игр простые, специально оборудованной площадки или особых навыков для участия в них не требуется. Уж всё-таки лучше, чем летом без присмотра шататься, пока родители на работе. Считаю, что и зимой такие занятия можно проводить.
Сейчас программа по обучению дворовым играм приобрела статус общегородской. В красноярском Центре спортивных клубов, который работает с прошлого года и курирует организацию спортивного детского досуга, уверены: дворовые игры не только ни в чем не уступают традиционным видам спорта, но в чем-то и оказываются для детей полезнее.
Мы занимаемся с ребятами по восьми разным спортивным дисциплинам. А сейчас вот взялись возрождать и дворовые игры: лапту, городки, «палку-банку», «выжигала», «холи-холо», «чижа». Даже проводим для детей обучающие семинары — знакомим их с правилами. Для ребят они не меньше, а может, даже и больше интересны, чем спорт. Хотя бы потому, что доступнее и проще. При этом процентов 80 современных детей даже не догадываются об их существовании. Так почему бы не возродить традицию? Всем известно, что современные дети почти не общаются, они поглощены компьютерными играми, а наша программа позволит в непринужденной обстановке возродить такое понятие, как командный дух. Но всё-таки наша главная цель — воспитание здорового образа жизни. А эти игры наглядно показывают: чтобы его вести и держать себя в форме — иногда достаточно палки и банки. Или вообще ничего не надо, кроме собственного желания.
Ну а педагоги и психологи усматривают в новом начинании мощный воспитательный эффект. С их точки зрения, дело не столько даже в самих играх, их понятных правилах, возможности участвовать в них человеку с любой физической подготовкой, сколько в возможности таким образом «вернуть детей во двор». Большинство родителей такая перспектива пугает. А вот психологи уверяют: для нормального становления личности это просто необходимо.
— Сейчас у нас утрачена дворовая культура. В нашем детстве, несмотря на то что были и музыкальные школы, и спортивные секции, дети всё-таки росли, прежде всего, во дворах, причем в разновозрастных компаниях. У ребенка была возможность проявить самостоятельность, инициативу, отработать умение принимать решения, определять для себя, что можно, что нельзя, что хорошо, что плохо… Сейчас люди разобщены — зачастую даже не знакомы с соседями. Родители стремятся занять детей по максимуму, чтобы уберечь от разного рода опасностей и дурного влияния. А если все 24 часа в сутки обеспечить их дополнительными занятиями не получается, говорят: пусть лучше дома сидит, чем по двору болтаться.
В итоге, отмечает Елена Юрьевна, ребенок либо живет заорганизованно, по правилам, навязанным ему взрослыми, либо замещает живую коммуникацию зависимостью от виртуального общения или компьютерных игр. Как говорится, свято место пусто не бывает: нет возможности выстраивать отношения с реальными, живыми людьми — значит, их заместит придуманный мир.
— И в том, и в другом случае личность инфантилизируется, человек не умеет принимать решения, распоряжаться собой, своим временем, осмыслять свои действия и чувства, обрастает зависимостями. Родители в итоге едва ли не силой выталкивают его из-за компьютера на улицу, а он не знает, чем там заняться и как себя вести. Причем проблема заорганизованности возникает еще в детском саду. На недавнем семинаре я у заведующих детсадами попросила расписание обычного для их садиков дня. Чего там только нет — музыкальные, спортивные, обучающие занятия, а для свободной игры времени почти не остается…
Вот почему, говорит Елена Федоренко, инициатива по возрождению дворовых игр, а самое главное — дворового духа просто замечательная, и не столько с точки зрения здорового образа жизни, сколько с точки зрения педагогики. «Хотя и этого, конечно, очень и очень мало. Будем считать, что это только первый шаг», — отмечает специалист.
Спасибо за напоминание о таких интересных, знакомых с детства, а главное развивающих играх! Современные дети и правда ориентированы на другие игры, каких не было в нашем детстве. Они тоже нужны, однако наши любимые подвижные игры не заменит никакой интернет и важно передать атмосферы этих игр нашим детям. Мы с дочкой и детьми во дворе тоже часто играем в «съедобное-несъедобное», «магазин красок», прядки, догонялки и др.
Видео
выбегаешь во двор-а там все свои))) еще бутерброд с собой захватишь-на улице же намного вкуснее есть)))
Пытаюсь вспомнить правила многих из этих игр – и не могу. Помню, что были в детстве и «телефон», и «резиночка», и «классики», и «бояре». А вот как правильно в них играть – ну никак не вспомню. Надо восполнять эти пробелы. Сын подрастает, скоро дорастет и до таких игр. Правда, согласна, что компании не хватает. На площадке не так много детей, а ровесников – и того меньше.
Я за то, чтобы наши дети жили в многообразии игр. И одна из задач родителей познакомить детей с играми детства. Зачем ждать, что этому научит кто-то другой? Своим детям показывала и «Колечко-колечко», и «12 записок», и «Морской бой», а еще с дочкой делали бумажные гадалки, игры с веревочкой на пальцах… А помните «Калим-бам-ба»? С одним соглашусь, бытует мнение, что развлекать таким образом детей могут либо специально обученные аниматоры, либо сумасшедшие:)
1 комментарий к материалу.