В Красноярском крае банки, приставы и коллекторские агентства пытаются взыскать долги с людей, которые ни у финансовых структур, ни у частных лиц никаких займов не брали. Подобные «ошибки» приобрели в регионе масштабы массовой эпидемии, хотя истории у всех «без вины виноватых» разные. Одно из таких дел уже дошло до суда. SmartNews выяснял, как себя вести, если на вас пытаются повесить чужой долг.
В последнее время красноярцы всё чаще сталкиваются с ситуацией, когда с них пытаются взыскать чужие долги. Причем выбивать деньги, толком не разобравшись в ситуации, берутся как сами банки, так и коллекторские агентства и судебные приставы.
В среду, 10 июля, суд поставит точку в деле по иску Марины Макуниной к банку «Хоум Кредит». Весной этого года к женщине стали поступать звонки и письма из банка с требованием вернуть основной долг — 300 тыс. рублей — и набежавшие по нему проценты и штрафы за просрочку платежей. В общей сложности — около 500 тыс. рублей.
О том, что она брала кредит, Марина из этих звонков узнала впервые. После обращения в полицию, прокуратуру, заявления в службу безопасности банка и проведения почерковедческой экспертизы кредитного договора было установлено: его подписывала не Марина. Уже и злоумышленник обнаружен, однако долговые обязательства с женщины не сняты, а ее кредитная история безнадежно испорчена.
Сейчас мошенник уже найден — им оказался сотрудник самого же банка. Мои паспортные данные подвернулись ему под руку, и он решил оформить кредит на мое имя. Вроде бы всё выяснили: и правоохранительные органы подключились, и банковская служба безопасности, но я-то по-прежнему числюсь в должниках, а моя кредитная история испорчена. Причем банк не делает ничего, чтобы исправить ситуацию. И письма, и СМС с требованием вернуть долг в размере более 400 тыс. рублей я по-прежнему продолжаю получать.
За помощью к правоохранителям обратился и красноярец Дмитрий Голованов, после того как в июне этого года его регулярно стали будить в 5 утра звонками с требованием вернуть 200 тыс. рублей банку «Восточный экспресс». Письма и СМС Дмитрий получал и от самого банка, и от компании «Русколлектор». И тоже по несуществующему долгу. При этом, что характерно, оба взыскателя были в курсе, что Дмитрий никаких займов не брал и поручителем по кредиту не был. Рассчитаться они требовали за его знакомого.
Некоторое время назад один мой приятель попросил меня, если позвонят из банка, просто подтвердить, что он — это он. Стандартная процедура при получении кредита — заемщик дает несколько контактных телефонов. Я не был поручителем по кредиту, да и с человеком этим знаком не слишком близко. И вот в одну прекрасную ночь раздается звонок: за вами числится долг в размере 200 тыс. рублей, требуем немедленно оплатить. Потом еще несколько раз звонили.
Как оказалось, знакомый Дмитрия не справился с погашением долга и, очевидно, сменил телефон. А кредиторы решили стрясти задолженность с первого же человека, чьи контакты попались под руку.
В начале июля в банке после письменного заявления мои контактные данные из базы удалили. Но даже не извинились. А «Русколлектор» на возврате долга продолжает настаивать. Коллекторы требуют, чтобы я разыскал этого своего знакомого и заставил его вернуть заем. Простите, а я что, к ним на работу устроился? Я предупредил сотрудника «Русколлектора», что буду жаловаться в прокуратуру, а он мне отвечает буквально следующее: «А мне твоя прокуратура до лампочки, я сам недавно с зоны вернулся». Вот такой конструктивный диалог…
Голованов уже написал заявления в прокуратуру и Центробанк с требованием разобраться в ситуации и прекратить домогательства кредиторов. А вот жительница Красноярска Татьяна Лиханова пока не знает, куда и с какими заявлениями ей обращаться.
Мой бывший муж взял кредит уже после того, как мы развелись. Поскольку мы практически не общаемся, я, честно сказать, не в курсе, что там у него произошло и почему он не смог отдать долг вовремя. Но дело в том, что за последнюю неделю моему 12-летнему сыну стали приходить СМС из службы судебных приставов с требованием погасить задолженность. Причем в них детально расписано, какова сумма долга, сколько набежало просрочки, санкции какие-то перечислены, причем довольно серьезные. Я, конечно, бросилась приставам звонить. Говорят — телефон этот нашли в справочнике. Ну да, всё верно: симка, которой пользуется ребенок, оформлена на мужа. Я приставам ситуацию объяснила, но они продолжают сыну слать сообщения. Ребенок уже в шоке. А до этого — уж не знаю почему — они моей маме по этому же поводу названивали. С ней чуть инфаркт не случился.
Как говорит Татьяна, у приставов адрес ее бывшего мужа есть: он место проживания не менял, никуда не уезжал. Видимо, так выполнять свою работу приставам кажется проще.
Случаи разные, но юристы советуют во всех подобных ситуациях действовать одинаково: обращаться в суд. Причем не только мнимым должникам, но и самым настоящим — тем, кто не справился с погашением кредита.
— Те, кого достали требованиями вернуть чужие долги, вполне могут обратиться в суд за компенсацией морального ущерба, а то и вреда здоровью, если, например, после звонка приставов с сердцем плохо стало и это удалось документально зафиксировать. Те же, кто действительно взял долг, но по каким-то причинам не смог его вернуть, могут подать иск по факту несоблюдения банковской тайны. Статья 857 Гражданского кодекса, статья 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности», статья 183 УК запрещают банкам разглашать сведения о клиенте, его счетах и вкладах, производимых им в кредитной организации операциях и т.д. Если же эта информация получила огласку, клиенты имеют право требовать с банка возмещения убытков.
Как рассказали SmartNews коллеги из абаканской телекомпании NotaBene, подготовившие сюжет о деле Марины Макуниной, сегодня состоится суд по ее гражданскому иску, в котором она требует исключить ее из реестра банковских должников, восстановить положительную кредитную историю, а также рассмотреть вопрос о возмещении ей морального вреда.
Абаканцы не сомневаются, что решение судом будет принято правильное. Хотя, чтобы дело дошло до судебного разбирательства, к нему пришлось подключить правоохранительные органы сразу трех республик: сама Марина — жительница тувинской столицы Кызыла, кредит брала в хакасском отделении банка, а мошенника поймали в Красноярске. А СМС из банка Марине так и продолжают приходить.
Нам письмишко от этой банды уголовников приходило. Должны оказались, хотя с карты ни копейки не снято. А в другом банке теперь кредит не возьмешь, т.к. имя запятнано.
Вроде же разъясняли: нет подписи — нет кредитного договора. Чистый лоховской развод. Или опять Гражданский кодекс поменяли?
Аналогичный случай произошел с жителем Екатеринбурга. Когда-то мужчина оформил кредит и уже давно его погасил. А вот его паспортные данные в базе остались, что, по всей видимости, и позволило еще кому-то получить крупную сумму наличными. Вскоре некое агентство по возврату долгов потребовало срочно погасить кредит. В противном случае должнику сулят крупные неприятности.
5 комментариев к материалу.