В Туве решили возродить в первозданном виде национальный костюм. Для этого в республике выработают и законодательно закрепят каноны, по которым должна создаваться в наши дни такая одежда. Кроме того, установят правила, как ее нужно носить.
На круглом столе, посвященном возрождению традиций тувинского национального костюма, председательствовал министр культуры республики, а по совместительству — известный дизайнер коллекций этнической одежды Вячеслав Донгак. Главной темой обсуждения стала проблема, как сделать традиционный тувинский костюм популярным у местного населения, а главное — как возродить его в первозданном виде. Сейчас национальная одежда выглядит не так, как столетия назад, и многие особенности ее ношения утрачены.
В последнее время население Тувы сильно европеизировалось, и что такое национальный костюм, помнят и знают немногие. Может быть, только у артистов фольклорных коллективов они остались. Вообще, это касается не только костюмов, но и всей традиционной материальной культуры. В Туве разработана целая программа по ее возрождению. В нее входят учреждение соответствующих республиканских праздников — например, Дня национального костюма, — и образовательные мероприятия. Но в первую очередь — формирование нормативно-правовой базы, закрепляющей важнейшие моменты, связанные с сохранением материальной культуры Тувы. Хотя, думаю, это и для всех народов России было бы актуально.
Главный вопрос даже не в том, насколько массово сегодня носят в Туве национальную одежду, а в ее аутентичности, отмечает Марьятта Бадыргы. Сегодняшнее представление о национальном костюме искажено. А значит, необходимо выработать определенные каноны, по которым он должен создаваться в наши дни.
По идее, это стоило бы закрепить законодательно на федеральном уровне. Но, к сожалению, сегодня такой возможности нет. Значит, будем разрабатывать такой закон на нашем уровне, республиканском. То, как должен выглядеть национальный костюм и отдельные его элементы, как его нужно носить, должно быть прописано в документах и, в общем, обязательно к исполнению.
Участники круглого стола после демонстрации канонических правил опоясывания тувинским «тоном» и обсуждения эскизов национальных головных уборов, решили, что необходимо разработать единые для всей республики Правила ношения национальной одежды и закрепить их законодательно. А также утвердили новый праздник — День национальной одежды Тувы.
Я уважаю такой подход к национальной истории. Россия большая, а тувинцев мало. Население всей республики — чуть больше 300 тысяч. Культура у них интересная, своеобразная, есть много такого, чего вообще больше нигде в мире не встретишь. В конце концов, по поводу других памятников истории и культуры — зданий, объектов искусства — такие «охранительные» законы ведь принимаются. Почему бы и национальный костюм не включить в этот же список? Но только при условии, что он действительно будет выглядеть в соответствии со всеми национальными традициями.
Чтобы принять «закон о костюме», признают в министерстве культуры республики, нужна большая предварительная работа. Но, конечно, не только законодателей, а прежде всего, ученых.
— В Туве сейчас действительно ведется большая работа по изучению и воссозданию национальных традиций в первозданном виде. Это касается всего — музыки, одежды, обычаев. Совместно с хакасскими коллегами мы ведем проект по возрождению древних обрядов наших республик. А сейчас я, например, только что вернулась из экспедиции по Восточной Туве, из оленеводческого поселения, — поездка была посвящена изучению и возрождению традиционной системы питания.
К тому же надо учитывать, объясняет Елена Валерьевна, что Тува, несмотря на небольшую численность населения, всё-таки неоднородна. Во всех смыслах: языковом, климатическом, культурном.
— В Туве несколько территорий со своими самобытными традициями и условиями жизни. У нас тут и тундра, и тайга, и лесостепь, и степь — и всё это накладывает отпечаток на культуру, уклад хозяйствования проживающих там людей. Те же традиционные узоры на одежде для каждой территории свои. Но кроме того, Тува — приграничная республика, и у нас очень сильно монгольское и китайское влияние. Поэтому наша работа направлена еще и на то, чтобы отделить наше от иностранного.
Для этого, рассказывает ученый, и проводятся многочисленные фольклорные экспедиции в самые глухие места республики, изучаются старинные документы, свидетельства русских путешественников, побывавших в Туве в прошлом и позапрошлом веках. На основании этого в Туве и рассчитывают воссоздать исконные национальные традиции, связанные с материальной культурой и костюмом — в том числе.
Справка SmartNews
Традиционный тувинский костюм свой нынешний облик приобрел в середине XVIII века, после того как Тува была завоевана маньчжурами. Однако прежде он выглядел иначе. Халат не имел стоячего воротника, а глубокий запах левой стороны халата на правую образовывал V-образный угол — эта традиция берет начало в скифской культуре (VIII — II век до н.э.). В тувинской одежде это влияние запечатлелось в крое нижней плательной рубашки, брюк, в облике головного убора «оваадай». Что касается женского костюма, то тувинка, выйдя замуж, получала право надевать самый роскошный халат с подолом и круглой кокеткой — «эдектиг тон». Часто на одежду богатых женщин нашивались золотое и шелковое шитье ручной китайской работы. Необходимая часть женского костюма — шапки с остроконечной тульей, мехом или бархатным отворотом, лентами «маак». Кроме того, в тувинской одежде используются буддийские символы — цветовые, знаковые и т.д.
Видео
Традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Заметные изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии и в таком виде с середины XVIII века сохранил свой основной облик до наших дней.
в Москве состоялся первый сольный концерт Тувинского Национального Оркестра. Красиво здесь было все: начиная с акустики концертного зала, заканчивая костюмами артистов.
3 комментария к материалу.