Группа энтузиастов повторила исторический перелет легендарного полярного летчика Василия Молокова 1935 года, преодолев более 5 тыс. км. В экспедиции приняли участие два раритетных деревянных самолета и три современных сверхлегких.
Пилоты-энтузиасты решили повторить полет легендарных первопроходцев воздушных трасс Заполярья. Экипажи вылетели из Красноярска 15 июля. Перелет по маршруту Красноярск — Диксон — Красноярск занял шесть дней. В нем приняли участие три современных воздушных судна малой авиации — «Даймонд» и два «Аэропракта», а также два раритета — По-2 1939 года выпуска и Як-12 1950 года. Участники экспедиции старались максимально воспроизвести атмосферу романтических лет покорения Севера.
Мы тоже хотели почувствовать себя первооткрывателями. Отсюда и военная форма, и раритетные самолеты. Даже сигнал SOS, если бы он понадобился, мы собирались подавать ракетницей 1964 года выпуска. Этот перелет — дань памяти нашим соотечественникам, пилотам, механикам, штурманам, инженерам, техникам и всем, кто непосредственно принимал участие в развитии авиации Красноярского края, в покорении Заполярья.
Экспедиция потребовала длительной подготовки: топливо для самолетов пришлось заранее отправлять на барже вниз по Енисею, поскольку в судах малой авиации его хватает только на 10 часов полета.
Самая сложная задача стояла перед экипажем По-2 — пилотом из Красноярска Павлом Андреевым и вторым пилотом — москвичом Виктором Михайловым. Весь полет они провели в открытой кабине, как и Василий Молоков почти 80 лет назад.
Справка SmartNews
По-2 — одностоечный, расчалочный многоцелевой типичный биплан деревянной конструкции, выполненный из сосны и фанеры с полотняной обшивкой.
По-2 был самым тихоходным из самолетов нашей экспедиции. Его скорость — всего 60 километров в час. Зато и двигатель работает очень тихо. В годы Великой Отечественной войны его называли «небесным тихоходом». Летали на нем, в основном, женщины. Почти беззвучно они подлетали к немецким позициям и сбрасывали ручные гранаты — не давали врагу спать. Немцы прозвали этот самолет «швейной машинкой» из-за специфического звука двигателя. После войны По-2 долгие годы использовали в санитарной авиации. Насколько мне известно, у нас в России их осталось не больше пяти. Большинство самолетов уходит безвозвратно, в металлолом. Этот экземпляр сохранился только благодаря людям, болеющим авиацией. Добровольцы, в прошлом авиаинженеры, а сегодня – пенсионеры, потихоньку, тщательно собирали его по сохранившимся оригинальным чертежам. Ни таких самолетов, ни таких людей теперь не делают. Когда сидишь в его кабине, чувствуешь то, что недоступно современным летчикам – поток встречного ветра в лицо. И это непередаваемое ощущение. По-2 – это воздушный мотоцикл. Правда, современным мотоциклам он в скорости проигрывает. Поэтому нашему экипажу приходилось каждый раз вылетать из очередного аэропорта раньше других. Потом остальные самолеты нас догоняли.
Справка SmartNews
Самым быстрым в авиационной группе был «Даймонд», он может разогнаться до 220 км/ч, Як-12 и «Аэропракты» развивают скорость до 140 км/ч.
Экипажем Як-12, выполнявшем во время перелета роль «грузовика» экспедиции, стали пилот из Омска Александр Андреев и второй пилот — москвич Александр Курылев.
К работе Як-12 у нас ни одного замечания. 52 летных часа без единого сбоя. Мы благодарны нашему самолету. Мы в него верили, знали, что не подведет. Он изначально разрабатывался для сложных условий взлета и посадки. Конструкция крыла позволяет ему взлетать и садится на крохотных аэродромах, но она же и создает сопротивление воздуха в полете. Эта машина в небе с 1950 года. И она снова доказала, что способна на многое.
Справка SmartNews
Як-12 — легкомоторный самолет, обладает хорошими летными качествами. Он устойчив в полете, прост в пилотировании. По конструктивной схеме самолет представляет собой одномоторный моноплан о верхним расположением крыла. Фюзеляж ферменной конструкции сварен из стальных труб. На ферме укреплен легкий деревянный каркас, обтянутый полотном.
Еще один участник перелета, современный самолет малой авиации «Даймонд» RА-0994G (собственность семьи челябинских пилотов Евгения и Юрия Твороговых), уже побывал в нескольких длительных путешествиях, например, на Новой Земле. Двумя «Аэропрактами» А-22 управляли профессиональные пилоты-инструкторы красноярского «Клуба частных пилотов» Виктор Присягин, Сергей Китаев и Дмитрий Дружков. Полет прошел без происшествий, согласно запланированному маршруту.
Единственный неприятный сюрприз ожидал нас на Диксоне. Протоку между поселком Диксон и островом, на котором расположен аэропорт, забило льдом. И перевезти бензин из поселка не было никакой возможности. Пришлось ждать, пока ветер отгонит в сторону лед, появится просвет между торосами и можно будет на лодках доставить бочки с топливом, чтобы заправить самолеты. В результате мы выбились из графика и вернулись в Красноярск не 19-го, как планировали, а только 20-го вечером. Зато сколько было приятных сюрпризов! Мы познакомились с замечательными людьми, которые всегда готовы протянуть руку помощи, тепло встретить гостей. Там так принято, там совсем другие стандарты гостеприимства. А сколько непередаваемо красивых мест мы увидели! Весь маршрут вдоль Енисея очень живописен. Думаю, у этого маршрута колоссальный туристический потенциал, очень многие мечтали бы побывать в этих местах. Может быть, наш полет поможет сделать эти мечты более реальными.
20-го июля, в 22.00 участники экспедиции благополучно приземлились на красноярском аэродроме «Кузнецово».
Мы сделали это! Мы доказали, что Крайней Север снова открыт для малой авиации. Это конечно, не маршрут выходного дня, но летать туда можно и нужно. Думаю, наша экспедиция – только начало, скоро по нашему маршруту полетят и другие самолеты. Побывать в Заполярье – дело чести для каждого пилота. Тем более на Диксоне – ведь это самый северный в мире населенный пункт. Там очень сложная воздушная обстановка, капризные ветра. Но раз в 1935 году туда летали люди без навигаторов, сотовых телефонов, то почему мы не можем сделать то же самое в XXI веке? Правда, нам повезло, полет оказался не таким сложным, как мы думали. Мы привезли на Диксон теплую погоду, редкую для этих мест. Было настолько тепло, что мы ходили в шортах и сандалиях. Местные жители удивлялись нашему везению.
Видео
Сложно передать свои впечатления и восторг от увиденного впервые. Испытываешь гордость за наших людей, объединенных одной идеей, которые сумели восстановить самолеты военного и послевоенного периода, и повторить подвиг полярных летчиков прошлого столетия.
Преодолев 2500 километровое расстояние, 16 июля в семь часов вечера, экспедиция прибыла в аэропорт Диксон. С разницей в 5-10 минут все пять самолетов благополучно приземлились на полосу. Последним садился экипаж П. Андреева на самолете ПО-2. Наблюдая за посадкой, было видно, как боковой ветер относит самолет в сторону и не дает сесть, но благодаря профессиональной подготовке посадка прошла благополучно. Потом на встрече с населением П.Андреев скажет, что ветер действительно для таких самолетов сильный, оптимальный 4-6 метров в секунду.
Огромное спасибо организаторам перелета, руководителю группы А. Андрееву и всем участникам от жителей Диксона за впервые показанное воздушное авиа шоу на самолетах над поселком Диксон.
Глава городского поселения Диксон Дудина И.Е.
Летим на Диксон. Фото в аэропорту Диксон.
3 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе