В Красноярске в пробные рейсы отправился инновационный автобус. Установленный на нем прибор — ноу-хау местного изобретателя — на 25% снижает расход ГСМ и вредные выбросы в атмосферу. Но самое интересное, что эта инновация могла быть внедрена на практике еще 30 лет назад.
Аппарат комплексной обработки моторного топлива — изобретение красноярского инженера Александра Толстихина — тот самый случай, про который принято говорить: новое — хорошо забытое старое. Маленький прибор, величиной всего-то с сотовый телефон, установленный на входе топлива в двигатель, способен на 25% снизить расходы топлива и на столько же увеличить мощность двигателя. Задымленность при этом снижается почти наполовину, а выбросы токсичных веществ в атмосферу — до 5–7 раз. Все эти показатели подтверждены многочисленными экспериментами. И даже на практике аппарат Толстихина уже был опробован — на крупнейших угольных месторождениях края. Так что использование его на городском общественном транспорте не такой уж и прорыв. Тем более что самому изобретению почти 30 лет. Но до его применения дело дошло только сейчас.
Над аппаратом комплексной обработки топлива я начал работать еще в 80-е. С тех пор получил четыре патента — на приборы четырех поколений. Сейчас работаю над пятым — прогресс на месте не стоит, надо соответствовать. Работа прибора основана на воздействии на топливо магнитными и электрическими импульсами. Если попросту объяснять, под их воздействием разрушаются вредные примеси и увеличивается объем полезного топлива, повышается октановое число бензинов на 10–12 единиц, увеличивается на четверть КПД двигателя, на столько же сокращаются расходы ГСМ и в разы — вредные выбросы в атмосферу. Аппараты последних поколений рассчитаны на двигатели мощностью до 10 тыс. лошадиных сил, ну то есть теплоход или тепловоз с составом из 70 вагонов прибор вполне потянет.
Почему аппарат пролежал на полке почти 30 лет, Александр Георгиевич и сам сказать не может. Говорит, ходил за это время со своим запатентованным изобретением в разные инстанции не раз и даже не десять. «Не знаю, может, если бы такая разработка была предложена крупным заводом или КБ, а не одиночкой, то на нее и обратили бы внимание», — сетует он.
Пару лет назад организационные вопросы, связанные с проектом, взялся решать Красноярский инновационный центр.
Разработкой Александра Толстихина мы занимались года полтора. Нам тоже пришлось походить по разным кабинетам, пока наконец мы не обратились в СУЭК. Директор ее мне сказал: «Это вы по адресу пришли». И дал отмашку на опробование прибора на Бородинском и Березовском угольных разрезах. Аппарат там работал и собственно на добыче угля, и на грузовом транспорте — БелАЗах.
Аппарат обработки топлива, считает Евгений Пащенко, как раз и будет особенно востребован в подобных условиях — при работе на крупных промышленных производствах и на красноярских северах, где нормального электроснабжения часто вообще нет. Электричество вырабатывают дизель-генераторы, съедающие до 3 тонн топлива в сутки.
Прибор Толстихина работает в температурном диапазоне от минус 50 до плюс 60 градусов, так что для северных территорий это вариант практически незаменимый.
Эксперименты, проведенные с изобретением Толстихина на угледобыче, все заявленные параметры подтвердили.
Мы испытывали аппарат на БелАЗе. Две машины 10 суток работали с одинаковой нагрузкой, ездили по одному маршруту, но на одной был установлен этот прибор. Кроме того, на оба БелАЗа мы поставили автографы — оборудование, фиксирующее расход топлива и выбросы выхлопных газов. БелАЗ с аппаратом обработки топлива показал экономию ГСМ на 18%, а вот выбросов стало меньше почти в три раза. И наши водители на машинах мощностью в 500 «лошадей» потерь КПД практически не ощутили. В принципе мы готовы этот прибор у себя шире внедрить. Только, говоря по-русски, его надо до ума довести. Пока у него, скажем так, вид нетоварный. Ну и цену его изготовления надо хорошо просчитать, чтобы понять, сколько мы в итоге сэкономим. Хотя не думаю, чтобы он сильно дорогим был, — склепать-то его нетрудно, в общем.
Что до товарного вида, то, как рассказывает Евгений Пащенко, первый прибор действительно делался на коленке. Потом удалось подключить профессионалов — сейчас готово 10 первых промышленных образцов. Один из них и будет опробован на городском общественном транспорте. Пока «инновационный автобус» будет работать на 1–2 маршрутах.
Будут выбраны самые длинные городские маршруты. Замеры по расходам ГСМ и выхлопам будут делаться после каждой ездки. Думаю, что нескольких дней окажется достаточно, чтобы какое-то конкретное решение принять.
Установка аппарата на городские маршрутки началась после того, как Красноярский инновационный центр представил его в КРИТБИ — местном бизнес-инкубаторе. Затем и на департамент транспорта мэрии удалось выйти. Хотя, отмечает Евгений Пащенко, обидно, что у перспективной разработки путь до внедрения оказался таким долгим. «За рубежом на такие вещи миллиарды тратят — ищут способы топливо сэкономить. А у нас такая простая идея десятилетия простаивала», — говорит он.
Впрочем, как выясняется, изобретение Толстихина не только у чиновников вызывает скепсис, причем по самым разным причинам. Стоит только заглянуть на пару форумов в Сети.
А че, нормально. Автобусники же не так давно попросили повышения цен на проезд, теперь можно прикрыться «инновационными» технологиями.
Теперь всяко повысят, ибо прибор улучшайзер окажется неимоверно дорогим, а с прицелом на будущую эффективность и экономию топлива обяжут оснастить весь автобусный парк.
Как-то слабо верится, ибо есть вопросы:
— куда будут исчезать вредные примеси?
— снижение расхода на 18% означает повышение КПД.
Напоминает всякого рода наклейки на бензобак, уменьшающие расход топлива. Ну или законы физики отменили. И главное! Буржуи за такой прибор выложили бы сумму, даже и назвать-то неприлично…
Видео
Пока же по Красноярску ездят маршрутки с другого рода «инновациями». В этой, например, использовано оригинальное ноу-хау — крыша к автобусу примотана скотчем, чтобы не обвалилась. Это вам не приборчики на двигатель крепить!
Очень интересная и своевременная разработка. Надеюсь людям с ней будет приятно и хорошо работать. Уж если смогли и первый прибор действительно делался «на коленке», а только потом подключили профессионалов – думаю что люди знали что делали и у них получится то, чего они хотят.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе