Фото: transmost.ru
На самом опасном участке федеральной трассы М54 «Енисей», на границе Красноярского края и Тувы, завершается строительство уникальной противолавинной галереи. Ее назначение — защищать трассу от снежных оползней, которые бывают здесь ежедневно. Кроме того, тоннель способен выдержать землетрясение силой до 9 баллов, что для региона более чем актуально. Галерея, строительство которой велось почти 20 лет, станет самой длинной на территории бывшего СССР — около 1,5 км.
На федеральной трассе «Енисей», на границе Красноярского края и Тувы, завершается строительство уникальной противолавинной галереи, прозванной в народе «Полка». Строительство ее, небольшими шажками по сотне метров, велось едва ли не два десятилетия. Сейчас оно вышло на завершающий этап: в галерее идут отделочные работы, к сентябрю она полностью будет сдана в эксплуатацию. В Федеральном дорожном агентстве (Росавтодоре), в ведении которого находится объект, важность его строительства объясняют целым рядом причин.
Трасса М54 — фактически единственный транспортный путь, связывающий Туву с остальной Россией. 99% объемов транспортного сообщения между Республикой Тыва и Красноярским краем приходится именно на нее: ни авиа-, ни железнодорожного сообщения здесь нет. При этом проходит трасса по нескольким опасным участкам, требующим особой защиты.
Как рассказывают в подразделении Росавтодора, ведущем строительство галереи, ФКУ «Упрдор “Енисей”», на участке, закрытом Полкой, ежедневно случается до 10 снежных оползней. Прежде они часто заканчивались трагически. К тому же регион неблагополучен в сейсмическом плане: каждый год в Туве фиксируется до 100 подземных толчков, в том числе и сильных, до 6–8 баллов. А это повышает риск схода лавин на трассу.
Участок, на котором строится Полка, — самый страшный на трассе М54. В этих местах зима длится восемь месяцев в году, а снег на горах лежит всегда. И довольно часто, а в теплое время года ежедневно, случаются снежные оползни, причем за один сход может обрушиться лавина огромного объема — до тысячи кубометров снега. Раньше на этом участке регулярно происходили ЧП — оползни уносили автомобили в пропасть глубиной почти в полкилометра.
Фото: transmost.ru
Как рассказывает Сергей Александрович, строительство галереи началось почти 20 лет назад по проекту питерских инженеров. Появлялись дополнительные средства — продолжались работы. На данный момент они оцениваются в 700 млн рублей.
Вначале закрыли около 200 м — наиболее опасный участок дороги. А вот теперь, в течение августа, мы сдадим всю Полку. Длиной она будет 1340 м — это самая протяженная противолавинная галерея не только на территории России, но и всего бывшего СССР. Кроме того, сейчас мы защитили проект до 2015 года — к этому времени нужно будет достроить еще 160 м. Таким образом, длина галереи составит уже 1,5 км, и вся опасная часть М54 будет полностью ей закрыта.
За 20 лет, прошедших с начала строительства, проект, конечно, не раз менялся и совершенствовался. Так, рассказывает Сергей Квашин, вначале галерея состояла из одних только бетонных перекрытий, а сейчас на ней появились специальные лавинорезы, дробящие оползни. Конструкция была усилена и в плане сейсмоустойчивости — она способна выдержать землетрясение до 9 баллов. А для покрытия дорожного полотна на этом участке трассы используется особый битум — морозостойкий, с повышенной прочностью и долговечностью.
Однако сами строители признаются, что работали на галерее как обычно, никакой специальной техники не применяли: объект, по их словам, этого и не требовал. Хотя работа проходила в тяжелейших условиях.
Мы на строительстве Полки работаем поэтапно уже почти 10 лет, с 2004 года. Условия, конечно, сложные. Круглый год здесь или обильные снегопады, или проливные дожди. Или еще так бывает: туча зацепится за скалу и не уходит, как хочешь в этой туче, так и работай. При этом с одной стороны — отвесная скала, с другой — бездонная пропасть. Плюс постоянный риск оползней. Но за все это время, слава богу, у нас ни одного ЧП не произошло. В самые напряженные периоды на строительстве у нас было единовременно занято до 100 рабочих. А вот технику использовали самую обычную: краны, буры. Это ведь не выдающееся что-то, не навесной мост какой-нибудь. Только однажды пришлось задействовать бур Bauer — для отверстий под сваи в скальных породах.
Противолавинная галерея, по оценке специалистов Росавтодора, готова на 90%. Собственно говоря, сейчас на Полке в основном наводят красоту — согласно проекту она будет оформлена в стилистике средневекового замка и, по замыслу авторов, станет еще одной достопримечательностью Красноярского края и Тувы. Как пояснили корреспонденту SmartNews в компании «Трансмост», разработавшей проект, в окончательном виде сооружение будет представлять собой длинный коридор с полукруглым куполом и колоннадой с удлиненными пропорциями. После окончания основных работ на подъезде к галерее будут оборудованы автостоянка и смотровая площадка для туристов.
Видео
На границе Красноярского края и Тувы строят уникальную противолавинную галерею. Сюжет NotaBeneNews