«Россия», прощай. SmartNews узнал, как готовят к утилизации легендарный атомоход

9
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!
Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Сергей Ещенко/РИА Новости

Атомный ледокол «Россия» уже в ближайшее время встанет у причала холодного отстоя мурманского предприятия «Атомфлот». Таким образом, судно составит компанию атомоходам «Арктика» и «Сибирь», которые уже давно ждут своего последнего часа. SmartNews встретился с руководством «Атомфлота», а также капитаном ледокола и узнал, как проходит подготовка к утилизации легендарного судна.

Решение о выводе «России» из эксплуатации было принято корпорацией «Росатом», в ведении которой и находятся атомные ледоколы. Обусловлено это тем, что специалисты «Росатома» не уверены в дальнейшей безопасной эксплуатации реактора этого атомохода.

Ядерная энергоустановка «России» еще не отработала весь свой ресурс. Однако в последнее время фиксировались проблемы в ее работе. Например, парогенератор ядерной установки давал течь. Поэтому эксперты и пришли к выводу о целесообразности окончания работы атомного ледокола.

Атомоход «Россия» начал работу в Арктике в 1985 году. Все эти годы он сопровождал суда с грузами по Северному морскому пути, доставлял полярников на дрейфующие станции.

Всемирную известность атомоход получил в 1990 году, когда впервые в истории совершил поход на Северный полюс с туристами на борту.

В последние годы атомоход фрахтовался различными отечественными и зарубежными экспедициями. Именно «Россия» в 2007 году сопровождала экспедицию, которая в целях исследования континентального шельфа опустила на Северном полюсе глубоководные аппараты «Мир» и водрузила на дне океана российский флаг. 

Одной из целей той экспедиции было найти доказательства для того, чтобы включить хребет Ломоносова в состав континентального шельфа России, что дало бы нашей стране право добывать здесь нефть и газ, запасы которых, как считается, очень и очень значительны. И эти доказательства тогда были найдены.

Прислала
Наталья Гребнева

Фото: Вадим Жернов/РИА Новости

Зимой и весной этого года «Россия» еще работала на проводке судов в Балтийском и Белом морях. И по большому счету могла работать и дальше, ведь несколько лет назад ресурс реактора атомохода был продлен до 150 тыс. часов (при изначальном проектном ресурсе в 100 тыс. часов).

На данный же момент реактор судна наработал 134 тыс. часов. Более того, современные технологии позволяют вновь продлить его ресурс. Тем не менее эксперты посчитали, что не только новая перезарядка реактора нецелесообразна, но и нынешнее состояние энергоустановки уже не гарантирует безопасности.

Сейчас с «России» выгружается отработанное топливо, потом будут удалены все радиоактивные отходы. После чего судно уже без экипажа встанет в холодный отстой. Правда, пока атомоход не будет исключаться из морского реестра, что в случае острой необходимости теоретически даст возможность зарядить реактор, набрать экипаж и выйти в море. Но практически такое вряд ли может произойти.

— Бывает горячий и холодный отстой судов. В первом случае судно подготавливают и выводят из эксплуатации на срок до одного года, для его обратного ввода в эксплуатацию понадобится не больше недели. При холодном же отстое судно выводят из эксплуатации на срок более года. Чтобы ввести его обратно, нужно где-то от трех до восьми недель. При горячем отстое судно располагается обычно рядом с портами загрузки и все оборудование там в рабочем состоянии, его осматривают, делают профилактику. При холодном судно полностью обесточивают и держат далеко за пределами обычных судоходных путей.

В холодном отстое «Россия» составит компанию двум другим много повидавшим атомоходам — «Арктике» и «Сибири», которые вот уже пять лет ждут, когда их отправят на иголки. «Сибирь», кстати, также была выведена из эксплуатации значительно раньше срока, и тоже из-за технических проблем.

Что касается «Арктики», то с завидной регулярностью возникают разговоры о необходимости создания на базе атомохода музея, проходит сбор подписей в его защиту. Однако у правительства в планах его утилизировать, и произойти это должно до 2020 года.

Но уверенности, что деньги, и немалые, на утилизацию атомоходов в ближайшее время из бюджета будут выделены, у специалистов «Атомфлота» пока нет. Тем более на фоне заявлений представителей российского правительства о том, что федеральный бюджет не готов брать на себя все расходы по уже запланированному строительству трех новых атомоходов, которые должны прийти на смену списанным судам.

Остается надеяться, что ресурса оставшихся в «Атомфлоте» пяти атомоходов («Ямал», «50 лет Победы», «Советский Союз», «Вайгач», «Таймыр») хватит надолго. А иначе не исключено, что возврат «России» на Севморпуть перестанет быть только теоретическим.

Видео

Сюжет о российском атомном флоте

Видео: MirnyAtom

Прислал
Никита Березин

А есть ли замена « России»? Если денег в бюджете нет даже на утилизацию, то на новый атомоход тем более…

Прислала
Марина Алехина

администратор

Большинство суден уже отслужило своё, что тут говорить, нужно полностью менять флот.

Автор

Юрий Завьялов

Над статьей работали

Марина Алехина, Дарья Полковая, Никита Березин, Наталья Гребнева

4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе

Отмечено
редакцией

Никита Березин 21 августа 2013, 10:48, Изменено: 21 августа 2013, 16:26

А есть ли замена " России"? Если денег в бюджете нет даже на утилизацию, то на новый атомоход тем более...

Отмечено
редакцией

Марина Алехина 21 августа 2013, 10:58, Изменено: 21 августа 2013, 16:27

Большинство суден уже отслужило своё, что тут говорить, нужно полностью менять флот.

Виктор Загвоздин 21 августа 2013, 16:35

Поработал на благо родины и на пенсию. Уж лучше на переплавку, чем потом не дай Бог что случится. Правильное решение приняли....

Марина Карпова 21 августа 2013, 16:44

Если использование атомохода небезопасно, то о каком продлении срока эксплуатации может идти речь? Человеческие жизни дороже всяких сроков.

Добавить комментарий

Новое на сайте