Для любителей северного экстрима из Мурманска пустят туры на заполярный архипелаг Шпицберген. Впервые туристы смогут попасть в эти заповедные места прямиком из России. Правда, удовольствие для ценителей арктического отдыха будет недешевым: цена такого тура составит более 150 тыс. рублей.
У российских экстремалов появилась возможность попасть на остров Шпицберген. Совместно с трестом «Арктикуголь» одна из туристических компаний планирует организовывать туры на архипелаг. При этом туристы из Мурманска будут отправляться к российскому поселку Баренцбург на Шпицбергене. Архипелаг интересен своей первозданной природой. Там существует более 20 заповедников, на островах обитают белые медведи.
Кроме организации туров на Шпицберген, туроператор предложил разбить Мурманскую область на семь туристических кластеров со своей специализацией. Это кластер экотуризма «Русская Лапландия», поморский Терский берег, горнолыжный — в Хибинах, рыболовный — в Териберке. Также было предложено выделить в отдельные кластеры собственно Мурманск, полуостров Рыбачий и Ловозерье.
Справка SmartNews
Шпицберген — обширный полярный архипелаг в Северном Ледовитом океане. Самая северная часть Королевства Норвегия. Хозяйственную деятельность здесь, помимо Норвегии, осуществляет только Российская Федерация, имеющая на острове населенный пункт — поселок Баренцбург. Есть еще два законсервированных русских поселка — Пирамида и Грумант. На островах обитают белые медведи и шпицбергенские северные олени.
Для посещения архипелага гражданам России, как и гражданам большинства других стран, не нужна виза. На острове действует аэропорт Свальбард, откуда летают регулярные рейсы в норвежские города Осло и Тромсё, а также чартеры в Москву. Большинство полярных туристов прибывает на Шпицберген с марта по август. В долгосрочной перспективе обсуждается использование незамерзающего порта Баренцбург как базы для обслуживания Северного морского пути.
Видео
Баренцбург. Шпицберген
Видео: Galina Khapchuk/YouTube
У нас планируются пробные туры на Шпицберген, с марта по май набираются четыре группы. Туры по заповедным местам архипелага на снегоходах длятся от четырех до восьми дней. Перелеты осуществляются через континентальную часть Норвегии. Подготовкой, разработкой и организацией этих маршрутов занимается московский туроператор. В том числе будут группы из Мурманска. Такие туры пользуются спросом. Природа Шпицбергена необычна: архипелаг располагается за полярным кругом, но течение Гольфстрим делает климат на нем относительно мягким. Практически весь Шпицберген — это заповедные территории. Люди, приезжая туда, видят природу в первозданном виде. Можно получить представление, как выглядели горы и ледники много миллионов лет назад, осуществить своеобразное путешествие в прошлое.
Справка SmartNews
ФГУП «Государственный трест “Арктикуголь”» занимается добычей угля и полезных ископаемых. Помимо подразделений, расположенных на архипелаге, трест включает в себя филиал в Мурманске, который осуществляет логистику, а также находящийся в Москве аппарат управления. На Шпицбергене трест владеет территорией в 251 квадратный километр с действующим рудником Баренцбург, включающим шахту, тепловую электростанцию, порт и поселок. Всего в поселке проживает около 400 человек. Обсуждается вопрос возобновления добычи угля в Груманте, запасы месторождения оцениваются в 130 млн тонн.
В наши задачи развития входят прямые полёты из России на Шпицберген. Но чтобы цены на такой чартер могли конкурировать со стоимостью перелета через Норвегию, нужен большой самолёт на 120-160 мест. Я вижу Мурманск как точку полётов на Шпицберген. Но пока Чартер Москва-Шпицберген обходится дешевле, чем рейс из Мурманска. Но это вопрос коммерческих предложений авиакомпаний.
По словам Тимофея Рогожина, для норвежцев Шпицберген — культовый объект. Сегодня поток туристов на архипелаг составляет 70-80 тысяч человек в год, из них более 70% — это норвежцы. Они прилетают в Свальбард на несколько дней целями семьями. Норвежская часть Шпицбергена очень дорогая, российская часть дешевле, но тоже стоит дорого: потому что необходимо обеспечить автономные условия существования на 77 градусе северной широты.
Я бы сделал ставку на водный путь на Шпицберген. Примерно 10-15 круизов за сезон уходят с берегов Норвегии. Вопрос в том, как наладить поток туристов по маршруту Мурманск-Рыбачий-Шпицберген. Всё упирается в судно. Туристических судов ледового класса в мире мало. Они либо проданы, либо в долгосрочном фрахте у иностранных туроператоров. Если появится судно, которое может ходить в круизы Мурманск-Шпицберген, это будет очень интересное предложение. Но для этого нужны вложения крупного венчурного фонда или государства. Это бизнес-проект, требующий долгосрочного вложения денег, едва ли «потянет» туристическое сообщество.
Деятельность предприятия по добыче угля почти не приносит прибыли, поэтому руководство планирует получать доходы за счет туризма. Как пояснил представитель компании «Арктикуголь» Владимир Тележко, сейчас происходит диверсификация деятельности предприятия. И одно из направлений — развитие туризма на архипелаге Шпицберген — со временем оправдает себя.
Правда, стоит такой тур недешево — от 150 тыс. рублей. Для сравнения, норвежские туроператоры предлагают туры на Шпицберген от 1,5 тыс. евро. Но самолете можно полететь из Тромсё в Лонгйир, где есть гостиницы для туристов. Возможно, если бы из Мурманска можно было попасть на Шпицберген напрямую, воздушным или морским путем, туры стали бы более доступными. Но пока этого не произошло.
На заседании совета представитель туроператора предложил создать семь туристических кластеров на территории Мурманской области. Представитель туриндустрии также предложил организацию туров на Шпицберген. Данный оператор, имеющий представительство в Мурманске, планирует активно развивать туры на Шпицберген. Туры на Шпицберген — это не массовый продукт. Тем не менее это направление рассматривается как перспективное. Такие туры дают возможность увидеть красоту арктической природы.
На территории Мурманской области исторически и экономически образовались четыре территории, которые могли бы быть сформированы в туристическо-рекреационные кластеры: Ловозерская, Хибинская, Терская и Печенгская. Работать над этим направлением будет созданная при Совете по туризму Мурманской области группа.
Возможности туристической отрасли необходимо использовать для развития региона и улучшения качества жизни северян. Мы рассматриваем туризм как динамично развивающееся и перспективное направление нашей экономики.
Эксперты считают это направление туризма перспективным.
Идея на самом деле замечательная. Предприятия «Арктикугля», оставшиеся на островах архипелага, являются убыточными уже на протяжении нескольких десятилетий: запасы топлива на территориях, разрабатываемых со времен СССР, практически полностью исчерпаны и обеспечивают, да и то только отчасти, только потребности самого Шпицбергена. В то же время, учитывая постоянно растущий интерес к Арктике в международном поле, России крайне необходимо присутствие на архипелаге, на что ежегодно выделяется более 800 млн рублей.
По мнению эксперта, развитие туризма позволит получать от убыточного предприятия выгоду при минимальных затратах. Вся инфраструктура на островах создана усилиями Норвегии, которая уже давно создала здесь настоящую туристическую Мекку. Здесь имеется современный аэропорт, развито морское сообщение с Европой, в Лонгйире присутствуют крупнейшие игроки гостиничного бизнеса.
Россия, при наличии нескольких (включая законсервированные) постоянных поселков на территории Шпицбергена, осуществляет лишь чартерные рейсы, работающие для связи персонала «Арктикугля» с континентом. По сути, для смены курса и развития туризма не требуется даже дополнительных средств из бюджета: территория более чем привлекательна для частного бизнеса. Сегодня российские туристы редко выбирают Шпицберген именно из-за отсутствия регулярных рейсов из России: несмотря на то что сам архипелаг является безвизовой территорией, отправиться туда можно только через Осло, куда без визы не попасть, опять же издержки на дорогу в связи с этим растут. В общем, идея действительно отличная и проверенная норвежцами. Инвестиции в развитие отрасли со стороны бизнеса (гостиничный бизнес и авиаперевозки), с учетом норвержского опыта, должны окупиться в приделах 5–7 лет.
Неплохое решение вопроса переориентации моногорода на другое производство. Тем более, такого как Баренцбург. Другого такого города на Шпицбергене у нас нет и не будет. Тем более, когда мы хотим развивать дальше северный морской путь.
4 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе