Для «Ленинского комсомола» — первой советской атомной подводной лодки — 2013 год может стать последним. В федеральных органах власти уверенно говорят о необходимости утилизации субмарины. Однако судоремонтники заявляют, что у них не поднимется рука выполнить резку этой легендарной подлодки, и предлагают свои варианты выхода из ситуации.
Подводная лодка К-3 была спущена на воду в октябре 1957 года. Этот проект подлодки стал ответом на американские «Наутилус» и «Сивульф» — Запад и Восток тогда соревновались во всем. Советские инженеры нашли оригинальные решения там, где спасовали западные специалисты. Корпус проектировался с нуля с упором на качество подводного хода, и лодка получилась быстроходнее.
Проект новой лодки создавался в полной секретности и даже без согласования со специалистами ВМФ. Ведь изначально задумывалось, что К-3 не будет входить в состав Северного флота, а будет выполнять задачи, поставленные перед нею напрямую из Москвы. Конечно, полной секретности не вышло, ведь экипаж тренировали на специально построенных стендах как раз с учетом проекта лодки, и кое-какие советы моряки создателям лодки всё же давали.
Подлодка была принципиально новой и постоянно требовала ремонтов и переделок. Каждый день похода для экипажа был аварийным — высокие дозы радиации, лучевая болезнь. Именно на примере К-3 учились, как строить атомные подводные лодки, как ремонтировать и как на них служить.
На весь мир эта субмарина прогремела летом 1962 года, когда всплыла в полынье около Северного полюса. Именно после того похода лодка получила название «Ленинский комсомол».
Уже 10 лет прошло с тех пор, как в правительстве России было принято решение сделать на базе лодки музей. Для чего отбуксировать ее на вечную стоянку в Санкт-Петербург. Проект переоборудования К-3 в музей делали специалисты Санкт-Петербургского бюро «Малахит». Однако воплотить его в жизнь так и не удалось — необходимые полмиллиарда рублей выделены из бюджета не были.
Все эти годы подлодка стоит в доке судоремонтного завода «Нерпа» в городе Снежногорске. Она разрезана на три части, с субмарины снят реакторный отсек. Однако дальше так продолжаться не может — площадка, занимаемая сейчас «Ленинским комсомолом» на стапелях «Нерпы», необходима для утилизации плавучей технической базы «Лепсе». Разделка этого судна, где хранится около 700 отработанных и представляющих экологическую угрозу урановых стержней от советских ледоколов, должна начаться в начале 2014 года.
Выполнить график утилизации «Лепсе», прописанный в международном соглашении, — дело чести для всего государства, и проблему «Ленинского комсомола», хочешь не хочешь, придется решать. Видимо, поэтому в высоких московских кабинетах всё чаще говорят о необходимости скорейшей утилизации лодки.
Тем не менее, на «Нерпе» всё еще надеются спасти «Ленинский комсомол» от утилизации. Здесь готовы конвертировать лодку, то есть соединить все ее части. После чего лодку можно будет спустить на воду в акватории завода, где она сможет еще несколько лет ждать решения чиновников о дальнейшей судьбе.
На проведение всех работ по соединению и спуску на воду «Нерпе» необходимы 49 млн рублей, которые предприятие пытается найти. Но пока безуспешно.
Она здесь тихо стоит и с укором смотрит на нас, на людей. Все механизмы, всё оборудование, вот как было на К-3, так оно сейчас и находится в своем состоянии. И ни у одного судоремонтника никогда не поднимется рука выполнить резку этой легендарной атомной подводной лодки.
Всё это, казалось бы, не касается молчаливого, покрытого ржавчиной и ракушками гиганта. С переднего обтекателя постоянно капает вода — по корпусу на бетон стапельной плиты. Судоремонтники и мотористы завода «Нерпа» эту влагу называют слезами. Кроме того, по их словам, ночами на пирсе раздаются странные звуки, похожие на стоны.
Не знаю, может, примета какая, но видно — из глаз слеза течет. Ночью стонет, да — раз слышал. Жалко лодку.
Видео
Видео пользователя MrGurKhan
Жалко лодку… Столько труда, столько ума в неё было вложено.
Но в статье поднят ещё один очень важный вопрос — об утилизации плавучей техбазы «Лепсе», крайне радиационно-опасном объекте. Судно строилось как сухогруз, но одновременно с развитием атомного флота было переоборудовано для перезагрузки ядерного топлива. А с 1981 года использовалось только для хранения отработавшего ядерного топлива (ОЯТ). В 1988 году судно выведено из эксплуатации, а в 1990 году переведено в категорию стоечных судов. В хранилищах ОЯТ, пеналах и кессонах, размещено 639 отработавших тепловыделяющих сборок, часть из которых повреждена. Извлечь такие ТВС из хранилищ — сложнейшая технологическая операция, более того — радиационно-опасная.
Предполагалось, что процесс утилизации начнётся в 2009 году и закончится весной 2016 года…
Нет, такую лодку однозначно нельзя резать, это же история, целая эпоха, сама эта подлодка и музей, и музейный экспонат, два в одном.
33 комментария к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе