К причалам мурманского «Атомфлота» прибыл ледокол «Ямал». Месяц назад он отправился на помощь полярной станции «Северный полюс — 40», дрейфовавшей в Ледовитом океане. Спасенных полярников вернули на Большую землю.
На пирсе звучит марш — встречают ледокол «Ямал» со спасенными полярниками на борту. Первый после похода доклад капитана атомохода. Мурманск встретил экспедицию почти 30-градусной жарой и палящим солнцем. Несколько недель назад полярники о таком только мечтали. Романтики в Арктике, говорят они, не так уж и много — больше тяжелого ежедневного труда.
Станцию «СП-40» организовали 1 октября 2012 года. Тогда на дрейфующую льдину в Северном Ледовитом океане высадились 16 полярников для мониторинга состояния природной среды.
Сложностей на станции «СП-40» прибавилось в начале мая. Начались торосы. Трещины бежали одна за другой, в результате льдина раскололась на несколько кусков и всё поле начало буквально расползаться.
Звуки — как будто металла скрежет, ломается. Красивое зрелище на самом деле, но совершенно не страшное, потому что торошение идет не очень быстро, в любой момент можно среагировать, перенести домик. Если торошение началось возле него, есть время для того, чтобы переехать.
Несмотря на всё это, полярники продолжали работать в штатном режиме. Однако природа взяла свое, и тяжелые арктические льды начали опять ломать, крушить, наваливать лед на те обломки ледяного поля станции, которые сохранились.
Картина, перед тем как пришел ледокол «Ямал», менялась каждый день. Открываешь дверь домика и каждый раз видишь перед собой разное. Льдина раскололась на три большие части: основная часть находилась на одной льдине, дизельная станция вместе с кают-компанией — на второй, а наш один-единственный домик гидрологов — мы вообще на своей льдине были. Приходилось ходить по доскам или на лодке плавать, если разлом был очень большой.
Вариантов не оставалось — станцию надо было эвакуировать. В Мурманск экстренно вернули самый мощный в мире атомный ледокол «Ямал».
Справка SmartNews
«Ямал» — российский атомный ледокол класса «Арктика». Заложен в 1986 году, спущен на воду в 1992 году. Это двенадцатый корабль, достигший Северного полюса, к которому на сегодняшний день совершил уже более 45 рейсов.
Экипаж работал почти месяц в сложной экспедиции — на задаче по освоению шельфа Карского моря, в течение полутора суток собрал всё, что нужно и можно было собрать, и ушел в море. Через 8 суток был на «СП-40».
По словам главы «Атомфлота», этот переход — рекордный: как раз в это время года льды набирают максимальную толщину. На полных парах атомоход шел на помощь, высматривая терпящую бедствие станцию.
Немало благодарностей в свой адрес вчера услышали летчики — это глаза и экспедиции, и атомохода. Ведь именно вертолет первым увидели полярники станции «СП-40». Оставалось только пришвартоваться к расколовшейся льдине. Почти ювелирная операция. И в этом «Ямалу» помогли сами полярники.
Они на снегоходе сделали разведку льдины, выбрали хороший край, ровный. Мы заранее знали координаты этого края, длину и заранее наметили курс подхода. И дальше осталось только подойти. Ледокол очень маневренный.
За четверо суток на борт атомохода подняли весь груз — топливо и оборудование, а также провели экологическую зачистку льдины. «Ямал» продолжил свой путь и 22 июня достиг архипелага Северная Земля, острова Большевик. Там полярники начали воссоздавать некогда законсервированную станцию, которая пустовала с 1996 года. Спуститься с борта «Ямала» и пройтись по мысу хотелось каждому полярнику.
Это, наверное, музей. Ощущение, как будто ты попал на лет 20-30 назад, заходишь в домики, а там заправленные кровати, там лежат личные вещи, оборудование. Как будто был человек, и нет. Домики были заколочены, но внутри чувствуется, как будто человек только вышел.
На острове высадились 7 человек, из них трое — сотрудники «СП-40». Они продолжат научные исследования.
Данные, полученные полярниками, еще только предстоит обработать, но уже сейчас ученые готовы сделать первые выводы — Арктика греется. Об этом в Мурманске заявил Александр Фролов, руководитель Росгидромета. По его словам, льды сокращаются по площади уже более чем наполовину. Сейчас организуется мониторинг со спутников.
Отправится ли в Арктику «СП-41» — этот вопрос пока не решен. Будут ли деньги, найдется ли подходящая льдина? В помощь полярникам планируют построить самодвижущуюся ледостойкую платформу. Но это только планы. Пока же спасенные полярники отправятся по домам, а ледокол «Ямал» уже на днях снова выйдет в море.
Видео
Видео пользователя blitstv
3 комментария к материалу.