Между чувашским городом Шумерля и селом в Нижегородской области проложат ледовую переправу по реке Суре. Летом эти населенные пункты связывает понтонный мост, а с наступлением зимы люди переправляются прямо по льду. Ранней весной, когда он растает, а понтон еще не наведут, путь между соседями увеличивается почти на 150 километров.
Между селом Наваты Пильнинского района Нижегородской области и чувашским городом Шумерля расстояние всего несколько километров. Однако эти два населенных пункта не имеют постоянного автомобильного сообщения. Автодорогу Пильна — Шумерля, проходящую через Наваты, пересекает река Сура. Капитального моста на этом участке нет и не было никогда. Летом на реке ставят понтонный мост, а зимой организовывают ледовую переправу. В межсезонье путь протяженностью 5 км превращается в 150 км из-за объезда.
Вряд ли когда-нибудь на этом месте построят капитальный мост. Сейчас у нас в регионе хорошо взялись за строительство дорог. Но там, на берегу реки, территория Нижегородской области заканчивается. А территория Чувашии, соответственно заканчивается на противоположном берегу. Река получается ничья, и строить мост на ней некому. Если бы дорога имела федеральное значение, мост построили бы.
Если для чиновников противоположный берег чужой, для жителей села Наваты чувашский город Шумерля куда ближе и роднее, чем собственный райцентр, до которого более 30 км. Туда ездят за покупками, там решают многие житейские проблемы. В Шумерле у многих наватинцев живут родственники, поэтому переправу без преувеличения можно назвать дорогой жизни.
Официально пассажирское сообщение с Пильной у нас есть только в летнее время, когда действует понтонная переправа. По льду перевозка пассажиров запрещена правилами, регламентирующими данный вид деятельности. Но частные нелегальные перевозчики на свой страх и риск работают. «Газели» ездят в этом направлении всю зиму.
Ледовая переправа открывается, как только на реке устанавливается ледовый покров. На обоих берегах реки устанавливают шлагбаумы. С наступлением темноты их закрывают. В темное время суток проезд по льду категорически запрещен. Не разрешается и проезд транспорта весом более 3,5 тонны. Для того чтобы запоздалые путники не замерзли в ожидании рассвета, на обоих берегах есть пункты обогрева.
Сегодня никаких признаков ледостава на Суре не наблюдается. Формирование переправы начнется тогда, когда установится лед не менее чем 25 см.
Для предотвращения несчастных случаев во время оттепелей переправу усиливают. По всей длине накатывают бревна и поверх них настилают доски. Таким образом, если даже где-то лед подтает, автомобиль останется на плаву за счет деревянного настила. Весной настил снова разбирают.
Меня однажды угораздило поехать по этой дороге весной. Я отвез груз в Арзамас, а потом мне нужно было загружаться в Шумерли. Посмотрел на карте — дорога есть. Поехал и уперся в реку. Эх я и зол был. Почему нельзя указать на карте, что там нет моста? Вообще никаких намеков. Дорога как дорога. Пришлось огромный крюк делать. Полдня потерял.
В Нижегородской области ледовая переправа всего одна, но в целом для России такой вид путешествия по воде пока остается довольно привычным.
Видео
Ледовая переправа на реке Лене
Видео: MIHLAY на YouTube