1 сентября в Нижнем Новгороде заработали 58 не совсем обычных школ. За партами этих учебных заведений сидят не дети, а... родители; а точнее те, кто очень хочет ими стать. С недавних пор обучение в т. н. школе замещающих родителей стало обязательным условием для усыновления в Нижегородской области.
Справка SmartNews
Первые школы замещающих родителей появились в Нижнем Новгороде в 2010-м году на базе детских домов и других учреждений социальной защиты. По данным регионального Министерства социальной политики, в 2011 году обучение в таких школах проходили более 900 кандидатов на усыновление, однако только 568 получили свидетельство об окончании курса. Всего за прошлый год в семьи нижегородцев было устроено 1636 детей.
Решение создать подобный институт — а затем сделать его обязательным элементом процедуры усыновления, — было продиктовано необходимостью минимизировать количество отказов от приёмных детей, поясняют в областном Министерстве социальной политики. Школа замещающих родителей помогает кандидату либо утвердиться в желании взять в семью «чужого» ребенка, либо, наоборот, осознать, что к такой отвественности он пока не готов. В рамках учебного курса будущие родители проходят психологическую, педагогическую и правовую подготовку.
SmartNews попросил нескольких бывших «учениц» рассказать о своих впечатлениях от школы.
Психологи в школе замещающих родителей позволяют избавиться от многих страхов, посмотреть на усыновление или опеку более трезво. Я прошла обучение год назад, но приемным родителем пока не стала. Ребенка усыновить — это не собаку на улице подобрать. Пока у меня нет достаточных условий. Речь даже не о бытовых условиях. У меня нет свободного времени, чтобы с ребенком заниматься. Но эту мысль я не оставляю и очень надеюсь рано или поздно ее реализовать.
Меня поразило, что в отношениях с приемным ребенком, как и в отношениях между мужем и женой, несколько стадий развития. Первый этап называется «медовый месяц». Это когда все такие хорошие-хорошие, и дети, и родители. А самый кризис обычно бывает года через два! Очень важно пройти этот сложный этап, в это время, бывает, и семьи распадаются, и детей возвращают обратно в учреждение.
Было очень интересно, когда нас просили писать список «Где я беру силы в трудной ситуации». Педагоги сказали нам, что этот список обязательно всем пригодится. Очень разные варианты писали от «иду в церковь» до «пою громко в машине» или «пляшу одна перед зеркалом в наушниках».
Но самое интересное занятие было на тему: «Говорить или не говорить ребенку, что он приемный». И об отношении к его биологическим родителям. На этом занятии народ просто вскрывался и истерил. Оказывается, все-таки нужно говорить. Научили, в какой форме говорить.
Видео
«Мы учились по программе подготовки специалистов школ замещающих родителей в 19-м детском доме, а нас потихоньку фоткали. И вот что получилось…»
Занимались каждый раз по три-четыре часа, но было так интересно, что времени не замечали. В нашей семье уже имеются дети и вот решили взять на воспитание одиннадцатилетнего племянника. Мальчик трудный, так что приходится нелегко. Но как бы ни было, постараемся все сделать для того, чтобы он вырос достойным человеком. И конечно же, полученные в школе знания существенно помогут в этом. С первых дней уроки проходили душевно, доверительно. Все мы стали как одна большая семья
Мы приходили в школу, будто к себе домой. За время учебы я многое узнала, поняла. Появилось нежное чувство к маленьким людям. Знаю теперь, что главное — принимать их такими, какие они есть, видеть в каждом личность и, конечно, любить.
За последние 6 лет кардинально изменилась система работы с детьми-сиротами, с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Комплекс мер, принимаемых правительством региона, ежегодно пополняется новыми, действенными механизмами. Например, создание школ приемных и замещающих родителей. Число нижегородцев, которые готовы взять в свою семью ребят из детских домов, постоянно растет. Люди, решившиеся на этот шаг, не полагаются исключительно на волю случая, а готовятся к этому серьезно, посещают специальные курсы, проходят психологическую подготовку. Причем до недавнего времени такое обучение было необязательным, но Правительство региона совместно с профильными социальными учреждениями сделали эту работу системной. В течение последних лет школы приемных родителей позволили в разы сократить количество детей, возвращенных в детские дома. Только в 2011 году такие случаи сократились более чем вдвое.