Анатолий Мариенгоф. Фото: pytina.livejournal.com
Нижегородский писатель Захар Прилепин предложил установить в городе памятник земляку — поэту и драматургу Анатолию Мариенгофу. По мнению Прилепина, оставив после себя огромное поэтическое наследие, Мариенгоф вполне заслужил хотя бы скромную мемориальную доску. В администрации заявление писателя готовы рассмотреть, однако местные историки считают, что в Нижнем Новгороде есть более значимые фигуры для города.
В Нижнем Новгороде много памятников и мемориальных досок, напоминающих о великих писателях, поэтах, культурных деятелях, родившихся в этом городе. Так, например, в честь Максима Горького названа одна из главных площадей города и улица, мемориальными табличками отмечены дома, в которых доводилось не только жить, но и бывать великому литератору. А вот Анатолию Мариенгофу, по мнению известного нижегородского писателя Захара Прилепина, не повезло. Основав целое направление в поэзии, он не заслужил даже скромной мемориальной доски. Писатель считает, что памятник земляку мог бы удачно расположиться на улице Большой Покровской, где жил Мариенгоф.
Дом сохранился и стоит почти на центральной пешеходной улице города — Большой Покровской: чуть во дворик ступил — и вот тебе, здравствуйте, Анатолий Борисович. Я, естественно, сразу об этом написал в газету, с предложением сделать мемориальную доску Мариенгофу, а лучше вообще ему памятник поставить. Первый в России, между прочим.
Справка SmartNews
Анатолий Борисович Мариенгоф (24.06.1987–24.06.1962) — поэт-имажинист и драматург родом из Нижнего Новгорода. Автор множества пьес, стихов, рассказов, мемуаров. После революции познакомился с Сергеем Есениным, с которым в дальнейшем тесно дружил, и написал его биографию. Вместе с рядом других молодых поэтов создал новое направление в поэзии — «имажинизм». Это литературное течение утверждает, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинизма — метафора; для данного стиля характерен эпатаж, анархические мотивы. Об Анатолии Мариенгофе писали Булат Окуджава, Иосиф Бродский и многие другие видные литераторы.
Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф. Фото: esenin.ru
Тот факт, что Мариенгоф жил именно в доме № 10в на Большой Покровской, подтверждает отрывок из письма младшей сестры писателя Руфины Борисовны с эскизом дома и соседствующих зданий. За время своего существования в доме № 10в капитальный ремонт проводился только один раз в 80-х годах прошлого века. Предложение об установке памятника находится на рассмотрении в городской администрации.
Дело в том, что на Большой Покровской несколько лет назад были поставлены очень красивые, стилизованные под XIX век памятники — жандарму, даме с ребенком, еще почему-то козе. В общем, если коза есть, и жандарм есть — почему бы не быть Мариенгофу. И мне, как ни странно, пришёл ответ из администрации: давайте, написали они, доказательные документы, а мы рассмотрим. Мы документы передали, теперь ждем, что получится.
Писатель считает, что не следует забывать культуру родного города. Нашлись те, кто полностью поддерживает его инициативу.
Предложение Захара Прилепина — разумно и своевременно. Нижнему Новгороду необходимы любые памятники. Пусть нижегородцы знают о талантливых людях, которые были не слишком популярны в свое время. Ведь практически все памятники, которые есть у нас сейчас, никуда не годятся и не несут никакой культурной ценности.
Однако есть нижегородцы, которые подобное предложение рассматривать бы не стали. Историк Владимир Лапаев уверен, что Мариенгоф не настолько значимая фигура, чтобы обязательно ставить ему памятник. По его мнению, в Нижнем Новгороде есть куда более важные герои.
Нижний — рабочий город, технический, поэтами у нас тут не увлекаются. И памятники нужно ставить не малоизвестным литераторам, а техническим гениям, таким как Попов, Чкалов… Ведь мы славимся именно техникой. Значение Анатолия Мариенгофа в литературе весьма спорно. Да, он был близким другом Сергея Есенина, которого все знают, а о Мариенгофе не слышали 99% нижегородцев, для них, как это ни прискорбно, его имя — пустой звук. В любом случае памятники — это прекрасно, неважно, в честь кого они установлены. Вот, например, наша известная Коза на Покровке: в XIX веке, когда купцы ехали на Нижегородскую ярмарку, они говорили: «Едем к Козе», так они шутливо обозначали Нижний Новгород, а точнее — оленя на его гербе. Этот постамент — шутка и самоирония, поэтому он вызывает такие эмоции у приезжих и самих горожан.
Видео
История жестока к таким как Мариенгоф. Это Пушкину можно быть не очень хорошим человеком, Есенину, а Мариенгофу нельзя),
Надо будет Мариенгофа перечитать. Лет пять назад зачитывался его книгой «Роман без вранья.
И будет два пути для поколений:
Как табуны пройдут покорно строфы
По золотым следам Мариенгофа
И там, где оседлав, как жеребенка месяц
Со свистом проскакал Есенин.
1 комментарий к материалу.