В Ворсме возрождается Свято-Троицкий Островоезерский монастырь. Его уникальность в том, что он расположен на острове посреди большого озера. Когда-то в этом месте поселился схимонах Макарий, со временем пустынь превратилась в большую белокаменную обитель. После революции ее разрушили до основания, и только сейчас монастырь постепенно возвращается к первоначальному виду.
Островоезерский монастырь в Ворсме переживает сегодня второе рождение. В годы гонений на православную веру обитель была разрушена практически полностью. Советская власть не пощадила не только храмы, но и хозяйственные постройки. Старожилы рассказывают, что, когда началось разграбление церковного имущества, золото и серебро, составлявшее убранство храмов, вывозили телегами.
Некоторые святыни сегодня начали возвращаться в обитель.
Когда первый храм был восстановлен, одна семья принесла старинную икону Святителя Николая. Они рассказали, что их бабушка, будучи маленькой девочкой, спасла ее от поругания. Схватила с телеги, на которой везли ценности, и убежала. В семье сменилось несколько поколений. Икона была их семейной реликвией. Расставались со слезами, но решили, что негоже держать дома то, что принадлежит церкви.
Справка SmartNews
Островоезерский монастырь был основан схимонахом Макарием во второй половине XVI века. Он пришел на это место в поисках уединения для молитвы. Красота и величие природы поразили отшельника, и он решил, что на острове посреди озера должен быть монастырь. Князь Борис Черкасский, владевший этими землями, не только дал свое согласие, но и решил строить монастырь на свои деньги. Он завещал своим потомкам оказывать святой обители материальную помощь. Потомки князя завещание исполнили. За три с половиной века на острове вырос большой белокаменный монастырь с золотыми куполами и множеством святынь.
Главной святыней монастыря был серебряный крест с запаянной в него частицей Честного и Животворящего Креста Господня. Незадолго до революции крест таинственным образом исчез. Во время освящения иордани в праздник Крещения он выскользнул из рук священника и ушел под воду. Несмотря на то что место было неглубокое, в нескольких метрах от храма Михаила Молеина, никакие попытки найти крест не увенчались успехом. Верующие люди говорят, что Господь таким образом уберег святыню от поругания безбожников.
У нас с тех пор вода в озере круглый год освящена. Стоит сколько угодно и не портится. Болезни лечит лучше всяких лекарств. Люди издалека приезжают к нам, чтобы искупаться. Один мой знакомый от пьянства вылечился. Каждый день ходил, окунался до самой зимы. Теперь несколько лет уже не пьет.
Так сложилось, что после своего второго рождения Островоезерский монастырь стал женским. Сейчас в нем постоянно живут всего две монахини, но в рабочих руках недостатка нет. Паломники стекаются не только из Нижегородской губернии, но и из других уголков России.
За несколько лет на острове были восстановлены два храма и здание мастерских, ставшее келейным корпусом. Сейчас полным ходом идет восстановление третьего храма. Главная сложность — отсутствие подъездных путей к месту строительства. Остров с Большой землей связывает мост длиной 500 м, не рассчитанный на движение автомобилей. Строительные материалы, продукты, различную хозяйственную утварь возят на тележке, прицепленной к мотоблоку.
Я не думаю, что отсутствие дороги — это проблема. Раньше ведь даже мотоблоков не было, а построили же. Когда вижу новые купола, меня радость переполняет. В детстве я на этих руинах с друзьями в войнушку играл. Даже в голову не могло прийти, что когда-то это все восстановят и как это красиво будет выглядеть. Сам я человек нерелигиозный и уже, наверное, никогда им не стану, но что-то во мне есть, быть может память предков, которые в этих храмах молились. Смотрю на купола — и плакать хочется.
Видео
Видео автора
4 комментария к материалу.