Имена первых людей — Адама и Евы — в православных святцах есть, но людей с такими именами среди россиян можно встретить крайне редко. К примеру, в Нижегородской области на каждую сотню девочек с именем Анастасия приходится всего одна Ева. Адамов и того меньше — примерно в 500 раз, чем Артемов.
Православная церковь чтит память первых людей — Адама и Евы. В православном календаре есть дни памяти этих святых, а в святцах, по которым православные родители выбирают имя своему новорожденному ребенку, есть их имена.
Несмотря на это, среди русских носители этих имен встречаются крайне редко. Причем Адамы встречаются намного реже, чем Евы. SmartNews попытался выяснить, почему русские православные не балуют своим вниманием прародителей.
В 2012 году в Нижегородской области было зарегистрировано два Адама и 127 Ев. Для примера, за этот же период времени в регионе появилось на свет 1016 девочек с именем Анастасия и 1055 мальчиков с именем Артем. Сведениями о национальной и религиозной принадлежности родителей Адамов и Ев ЗАГС не располагает.
Вопрос, почему так редко детей в России называют именами Адам и Ева, оказался очень непростым. Первые шесть экспертов, которым задал его корреспондент SmartNews, не дали никакого ответа. Среди них были священники, кандидат филологических наук, историк и журналист. Вопрос застал их врасплох и не породил никаких, даже приблизительных, версий, но мы решили идти до конца. После опроса нескольких десятков человек версии все-таки нашлись.
Я получила свое имя, потому что мой отец из Польши. Других Ев я встречала нечасто. В основном это были женщины, девушки корнями из Восточной Европы или Западной. Либо маленькие дети, чьи родители прониклись интернациональным духом современного общества. Сейчас стираются условные границы обычаев, поэтому выбирают имена покрасивее, понеобычнее. Есть у меня в соцсети подруга из Питера, ее тоже зовут Ева. На этой почве и познакомились.
В России вообще очень редко называют детей именами ветхозаветных героев. Такие еврейские имена, как Мария, Иоанн, Андрей, Матфей, и другие встречаются в Новом завете. Потому их много и в русской православной культуре. А вот ветхозаветные имена типа Адам, Давид, Соломон для нас большая редкость. Это не наша история. Хотя тут есть одно но. Илья в Новом завете не упоминается, но имя это нам привычно.
По словам специалистов, в западной христианской традиции имена Адам и Ева не просто используются, а встречаются едва ли не чаще остальных имен. Более того, в избытке ветхозаветные имена можно встретить среди православных народов Кавказа — грузин, осетин, абхазцев. Там наряду с Адамами и Евами немало встречается Соломонов, Самсонов, Авраамов и других дохристианских святых.
Я осмелюсь предположить, что на русскую православную культуру оказала большое влияние греческая культура. Кирилл и Мефодий были греками. Именно они написали первые православные тексты для славян, которые впоследствии легли в основу нашей веры и нашей культуры. Обратите внимание, что подавляющее большинство русских имен имеют греческие корни. Анастасия, Татиана, Сергий, Александр — куда ни глянь, всюду греческие имена. Даже исконно русских Светлан и Владимиров осталось намного меньше. Что касается тех же грузин, они воцерковлялись без участия греков, потому у них не так сильно доминируют греческие имена.
Действительно, греческие имена сильно довлеют не только над еврейскими, но и над исконно русскими славянскими именами. Так, по данным ЗАГС, девочек со славным русским именем Ольга регистрируют еще меньше, чем Ев. В 2012 году в Нижегородской области их родилось на свет всего 112. Количество Владимиров намного больше, чем Адамов, но в десятки раз меньше, чем Артемов, — всего 187 человек.
А я считаю, что у русских людей исторически какое-то особое отношение к евреям сложилось. Сейчас под давлением мировой цивилизации оно смягчается, но традиция очень сильна. Взять хотя бы творчество величайшего русского писателя Федора Михайловича. За такие выражения, какие он в адрес евреев употреблял, в наше время его могли бы привлечь к уголовной ответственности. Но из песни слов не выкинешь. Читаем, в школе изучаем и как будто бы не замечаем. Взять хоть того же Ивана Карамазова, который водил знакомства «со многими жидами, жидками, жидишками и жиденятами», — чистой воды ксенофобия.
Видео
Видео пользователя Наталья Наконечная
Еще и славянских имен вообще нет. Греческая культура укоренилась и у нас. Хотя я не прочь ни греческих имен, ни еврейских, ни тем более уж древнерусских.
А что, у нас в школе, где я работаю, во втором классе есть и Джессика и Дениэл и Шантаэль!!!!
7 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе