Инвестиции в интеллект. В Новосибирске вырастят поколение вундеркиндов

5
голосов

Понравился материал?
нажми ↓

Было интересно!

Фото: 007 David Parry/Medicimage LTD

В Новосибирске занялись выращиванием гениального поколения. Талантливых детей будут поддерживать в детском саду, учить по особым программам в школе, продвигать в университете и обеспечивать всем необходимым на работе. В итоге к 2020 году Новосибирск должен получить поколение гиперкреативных людей.

Мэрия Новосибирска одобрила комплексную целевую программу «Воспитание креативной молодежи, формирование социальных лифтов и подготовка кадров для инновационной экономики Новосибирска до 2020 года». Ученых и инженеров будут воспитывать, начиная с детского сада. За 8 лет на реализацию программы потратят 55 млрд рублей.

Проект целевой программы уже получил одобрение мэрии Новосибирска, Сибирского отделения РАН, общественного совета по стратегическим проблемам развития Новосибирска, руководителей ряда промышленных предприятий и образовательных учреждений. Его реализация оценивается примерно в 55 млрд рублей.

Городская целевая программа воспитания креативной молодежи не имеет аналогов. В других городах нет опыта создания такого масштабного системного проекта, направленного на воспитание новых кадров и объединяющего усилия целого ряда направлений, структур и ведомств. 

Владимир Городецкий, мэр Новосибирска, пресс-центр мэрии Новосибирска

Как подчеркнул мэр Новосибирска, важность и своевременность этой программы очевидна, потому что за счет имеющихся человеческих ресурсов невозможно решать задачи и отвечать на вызовы времени, которые возникают в ходе развития города и страны. Одной из основных причин появления программы инициатор ее создания экс-ректор НГУ академик Николай Диканский также считает резкое падение уровня подготовки новосибирских абитуриентов.

Мы оказались в ситуации, когда российская общеобразовательная школа вылетела за 50-е место в мире, а всегда была в первой тройке. И университет почувствовал это по студентам: новое поколение слабее, у него плохо с физикой, биологией, химией. Уровень резко упал. ЕГЭ нанес нам колоссальный вред. Раньше мы видели пришедших ребят, могли оценить их способности, смекалку, могли напрямую работать с абитуриентами. А теперь они набирают баллы и уезжают в Москву. Случился большой отток хороших ребят в столицу. Я понимаю, там уровень жизни в три раза выше нашего, можно устроиться в какой-то бизнес, но мы стали терять кадры. Стало ясно, что нужно активнее работать с последующим поколением, заниматься им еще со школы. В итоге в городе появились губернаторские классы, спецшколы — и мы чувствуем эффект, уровень подготовки в них выше среднего. Правда, пока это все латание дыр после реформ образования, нужно заниматься комплексной работой. Нужно возродить систему дошкольной и школьной подготовки, вернуться к клубам юных техников и клубам натуралистов, разным кружкам. Понимаете, дети сейчас в компьютер залезли и все за пять минут узнали — у них пропало любопытство, критический подход. Они, вместо того чтобы подумать и самим найти решение, обращаются за интернетовской подсказкой! Тогда нет своих оригинальных мыслей. Откуда брать интерес к науке, разработкам, инновациям? Школа должна учить думать, находить способы и решать задачу. Вузы должны учить находить инновационные решения актуальных проблем. У России нет другого пути, только с инновациями мы можем встать с колен и дальше развиваться.

Городскому бюджету программа обойдется примерно в 6,5 млрд рублей. Мэрия выделит 850 млн рублей на строительство «Школы Сколково в Новосибирске», которая станет связующим звеном между знаниями, получаемыми в системе образования, и реалиями наукоемкой техносферы города. 5,5 млрд рублей будет направлено на создание сети инновационных школ сколковского типа. Также мэрия профинансирует открытие Политехнического музея на Ключ-Камышенском плато, где будет создано особое образовательное пространство.

Остальные 48,5 млрд рублей, по словам мэра Новосибирска Владимира Городецкого, планируется привлечь из «заинтересованных источников». Ими должны стать предприятия реальной экономики, вузы и научно-исследовательские институты. Программа выстроена так, чтобы обеспечить консолидацию усилий общества, власти и бизнеса по развитию человеческого потенциала города.

Все ресурсы исчерпаемы, кроме человеческого. Его мы можем сформировать. Поэтому именно человеческий ресурс может и должен стать основой развития экономики. Да, мы ожидаем получить от реализации программы личностный и педагогический эффекты. Но гораздо важнее долгосрочный экономический резонанс, который она будет иметь. От этого будет зависеть развитие города уже через несколько лет.

Основная цель программы — подготовить кадры для прорывных направлений развития науки, технологий и инновационной экономики Новосибирска. Для этого планируется создать поэтапную систему воспитания креативной молодежи, начиная с самого раннего возраста. По словам мэра Новосибирска Владимира Городецкого, программа нацелена на то, чтобы «увидеть креативность в маленьком ребеночке, еще когда он в детском садике».

Видео

Видео: academtv.ru на YouTube

Проект по воспитанию одаренных детей

Программа состоит из четырех частей: развитие креативности у воспитанников детских садов, воспитание креативности у школьников, формирование научного потенциала в системе среднего профессионального образования и в вузах, а также развитие человеческого потенциала непосредственно на предприятиях, в наукоемком производстве. 

Эксперты убеждены, что только вложения в ребенка на ранних этапах развития дают наилучшие результаты в будущем. Именно поэтому основной проект программы — полноценный блок дошкольного воспитания.

— По данным зарубежных и отечественных психологов, детский сад и школа сегодня устроены так, что до 30% одаренных детей в процессе обучения и воспитания утрачивают присущие им творческие способности. А если брать детей с невыявленной одаренностью, то этот процент еще выше. Мы намерены изменить саму систему воспитания.

Программа предлагает работу не только с детьми, но и с родителями. Так, для молодых семей будут организованы тренинги по развитию креативности в детях.

Чтобы у детей появился интерес к науке и технике, предполагается организовать ресурсный центр робототехники, создать клубы юных техников, дома детско-молодежного творчества, сеть естественно-научных и технических кружков и т.д.

Акценты в программы сделаны на развитие креативной молодежи с точки зрения технической направленности. Сегодня две трети абитуриентов местных вузов предпочитают гуманитарное образование. Поэтому для развития города как научного центра Сибири необходимо привлечение молодежи в технические профессии. Это направление наиболее перспективно, поскольку сегодня активно развивается инновационная экономика Новосибирска.

Фото: imagebroker.net

Авторы предлагают уже в начальных классах новосибирских школ учить детей умению строить теоретические модели и ставить простые эксперименты. Они должны научиться размышлять над вопросами научной картины мира. Старшим школьникам предложено заняться реальными научными и технологическими задачами. Это поможет им определиться с выбором будущей профессии еще в школе.

Сегодня многие молодые люди только на третьем-четвертом курсе вуза начинают понимать, правильно ли они выбрали профессию. А они должны осознать это еще в 14-18 лет, во время обучения в школе. Реализация программы по развитию креативности позволит создать вертикально интегрированную систему. Ребенок и его родители смогут еще до школы определиться в своих талантах и склонностях, затем поддержать их на школьном уровне. Затем подросток сознательно, без ориентации на моду, сможет выбрать профильное образование, пройти профессиональную подготовку.

Уже сейчас эксперты видят ряд проблем, которые могут стать препятствием на пути реализации целевой программы. Одна из них связана с уровнем подготовки и базовыми установками новосибирских педагогов, особенно работающих в школе.

— Реализация блока программы, направленного на школьное образование, будет очень сложной для нашего педагогического сообщества. У большинства педагогов в городе отсутствуют установки на креативность. Они не нацелены на ее развитие в ребенке, их больше интересуют наставление, послушание. Поэтому в первую очередь нужно, чтобы учителя пересмотрели свои взгляды на воспитание школьников.

Некоторые эксперты полагают, что даже если удастся решить все проблемы, которые будут возникать в ходе реализации программы, это не принесет реальной пользы городу. Даже если удастся вырастить поколение креативной молодежи, вряд ли оно останется работать в Новосибирске. Эти опасения разделяет и идеолог программы академик Николай Диканский. Чтобы избежать такого сценария развития событий, власти города намерены принять все меры, чтобы соблюсти баланс между подготовкой креативных кадров и развитием экономики.

Чем больше мы будем готовить кадры, тем больше они будут уходить в другие регионы или за границу. Решить проблему оттока мозгов возможно, только если выпускники Новосибирска будут постоянно востребованы в родном городе. Поэтому в программу должны быть включены пункты, которые позволили бы удержать в Новосибирске лучших специалистов, получивших действительно хорошее образование. Нужно создавать условия, чтобы молодые люди, получившие у нас образование и первую практику, остались в городе. У нас нет ни нефти, ни газа — одно серое вещество, и его надо использовать.

Автор

Полина Виноградова

Над статьей работала

Елена Хотулева

6 комментариев к материалу.

Сергей Милованов 27 августа 2013, 19:26

Ну вряд ли им удастся вырастить «поколение вундеркиндов», как написано в заголовке)

Дмитрий Игнатьев 27 августа 2013, 19:32

Ну подумайте сами, кому выгоден тот факт, что стоявшая на первых позициях в мире советская школа так быстро превратилась в разрушенную российскую систему образования, не выдерживающей ни с кем реальной конкуренции? В развал нашей страны вкладываются достаточно большие деньги. И это заметно.

Иван Мотыкин 27 августа 2013, 20:05

На самом деле если российская школа так быстро опустилась в рейтинге, может быть виноваты те кто этот рейтинг составляют?..

Павел Ковалев 27 августа 2013, 22:59

вот и правильно ) мы и так всех рвём на олимпиадах школьных , а так вообще все места будут наши ))

Арт Сирожеев 28 августа 2013, 03:54

Так эта программа давно уже действует. Просто в народе детей воспитывающихся по этой программе называют "Золотая молодежь".

Владимир Валентинович 28 августа 2013, 05:25

Не надо делать в России "вундеркиндов" по западному образцу, они не спасут нацию... Надо дать полноценное образование всему населению России а уж "вундеркинды" всё равно выделятся на общем фоне.. А делать "вундеркиндов" это их программы фюрера великой германии майн кампф. К стати на западе так и делают. Наши олигархи и крупные чиновники из своих детей тоже пытаются делать "вундеркиндов"...

Добавить комментарий

Новое на сайте