Новосибирские таксисты объявили негласный бойкот пассажирам с детьми. Из-за повышения штрафов за отсутствие специальных кресел водители перестали возить малышей и школьников, не достигших 12 лет.
С 1 сентября существенно выросли штрафы за нарушение правил дорожного движения. Теперь за перевозку ребенка в такси без детского кресла водителя оштрафуют уже не на 500 рублей, а на 3 тысячи. Поскольку креслами новосибирские такси не оборудованы, водители решили не рисковать и начали отказываться принимать заказы от родителей с детьми.
Между тем новосибирское региональное управление ГИБДД еще в декабре прошлого года заявило о том, что все фирмы, предоставляющие услуги такси в регионе, должны будут перевозить детей только с использованием специальных кресел или детских удерживающих устройств.
Мы направили письма в таксомоторные предприятия. Думаю, что со следующего года у нас заработает такая система, как во многих странах, когда при получении заказа диспетчер будет интересоваться, есть ли среди пассажиров дети, и необходимо ли детское удерживающее устройство.
Прошло полгода, и диспетчеры такси действительно начали интересоваться, понадобится ли пассажирам детское кресло. А потом отказывать тем, кому оно необходимо. И если до повышения штрафов такие случаи носили единичный характер, то с 1 сентября новосибирцы массово столкнулись с отказами такси перевозить детей. Таксисты не хотят рисковать: раньше за отсутствие детских кресел или удерживающих приспособлений водитель платил 500 рублей штрафа. Теперь за перевозку детей с нарушением установленных требований грозит наказание в размере 3 тыс. рублей.
Шквал жалоб от новосибирских родителей на отказы такси обрушился, как всегда, не на соответствующие органы, а на социальные сети. Корреспондент SmartNews решил провести эксперимент и обзвонить десять таксомоторных предприятий под видом обычного клиента, который собирается поехать с двумя детьми. Девять из них выбрал случайным образом, десятое — потому, что в рекламе это такси было названо детским. Выяснилось, что часть служб такси такой услуги не предоставляют вообще: операторы откровенно сообщали, что детских кресел у них нет и поэтому выслать машину они не могут. Другие готовы предоставить машину, но только с одним креслом, или по предварительному заказу, или с большим временем ожидания — до четырех часов. Даже в детском такси двух кресел в машине не оказалось.
Не сообщать при заказе, что в такси поедет ребенок, тоже не выход. Водители такси признаются, что, приехав по такому вызову, все равно не возьмут пассажиров.
Я работаю в такси на собственном автомобиле. Мало того что я и так убиваю свою машину, я что, должен еще и кресла за свой счет покупать? Мне никто их даром не предложил. Да и предложили бы, что бы я с ними делал? У меня, может, один-два пассажира за день будут с детьми. И что мне все остальное время с этими креслами делать? В багажнике возить? А если пассажиру нужно вещи в багажник положить? Мне что, ему из-за занятого багажника отказывать? Ерунда какая-то. Нам говорят, что закупят кресла и будут держать их в диспетчерской. Получается, если я получу заказ на перевозку пассажира с детьми в Снегири, я должен буду сперва поехать в центр, взять кресла, а потом уже ехать в Снегири? Это нерентабельно. Раньше я еще рисковал и брал пассажиров с детьми, а теперь, с новыми штрафами, ни за что брать не буду. Одна проблема: диспетчеры никогда не предупреждают, что у пассажиров будут с собой дети. Если бы я это знал заранее, то мог бы сразу отказаться. Но диспетчеры ничего не говорят, просто называют адрес. Вот вчера был случай: я беру заказ, подъезжаю — а там мамочка с ребенком на руках. Я отказываюсь, а она в слезы: «Помогите, срочно к врачу нужно». Повез, что делать-то. А если бы меня оштрафовали? На будущее зарекся: больше никого не возьму.
Руководители новосибирских такси не отрицают, что специальные кресла для детей или удерживающие устройства в такси — это хорошо. Однако говорят о том, что не имеют возможности оборудовать ими все машины. И дело здесь даже не в дополнительных расходах. Детские удерживающие устройства, так называемые адаптеры ремня, компактны и стоят недорого. Однако они рассчитаны только на детей старше четырех лет и поэтому проблемы не решают. А использовать детские кресла накладно и неудобно.
Перевозка детей в такси — не такая простая задача, какой она кажется на первый взгляд. Все дети разные — как по возрасту, так и по габаритам. И если установить кресло для двухлетнего ребенка, то четырехлетний уже в него не влезет. Получается, на каждую машину мы должны иметь целый комплект кресел. Где их хранить водителю? Я вообще не понимаю, почему только от такси требуют наличия детских кресел. Ведь городской автобус — это тоже общественный транспорт. Почему же тогда там нет детских кресел? Разве у нас мало на дорогах аварий с участием автобусов? Или в них не гибнут дети? Если уж устанавливать, то везде, и всех штрафовать одинаково.
Новосибирские родители готовы на все, чтобы не лишиться возможности пользоваться такси. Даже на то, чтобы устанавливать в приехавшей по вызову машине собственные детские кресла.
Муж любит говорить, что в нашем детстве все как-то обходились без детских кресел и никто не погиб, не остался инвалидом. А я считаю, что он глубоко неправ. Тогда и машин было меньше на порядок, и аварийных ситуаций на дорогах. Сейчас без кресел никак. Другой вопрос, что я не готова дольше ждать такси, потому что нам не могут найти машину с креслом. Или доплачивать за то, что оно есть, — а мне пару раз приходилось сталкиваться и с такими случаями, когда просят доплатить за кресло 50–100 рублей. Поэтому я нашла, как мне кажется, единственно правильный выход. Я считаю, что детское кресло должно быть у родителей свое. Универсальное, с креплениями для всех видов машин. Потому что установить его — дело двух минут. А возить маленького ребенка в кресле, где до него сидел десяток других детей, — верх безалаберности и антисанитарии. Неизвестно, кто сидел в этом кресле раньше и чем он болел. Иммунитет у детей еще не до конца сформирован, и незачем рисковать. Цена вопроса небольшая — 5–6 тыс. за безопасность ребенка.
Другая часть новосибирских родителей готова принять на себя ответственность за возможные риски и даже заплатить штраф. Лишь бы не получать отказы, не переплачивать и не ждать часами.
Я никогда не предупреждаю службу такси заранее, что со мной будут дети. Все мои трое еще в том возрасте, когда им нужны детские кресла. И что, мне кто-то найдет машину с тремя креслами? Да не смешите! Пусть лучше мне в такси предложат подписать какую-нибудь бумагу, что я беру всю ответственность за безопасность детей на себя или что я заплачу штраф, если оштрафуют. Это лучше, чем получать отказы, часами ждать или доплачивать за кресла.
А пока новосибирские мамы обзванивают одну службу такси за другой и получают отказы, новосибирская ГИБДД празднует победу и отчитывается о положительной статистике на дорогах.
Нарушителей правил детских перевозок на дорогах стало намного меньше: если раньше в среднем за сутки задерживали до сотни новосибирцев, которые перевозили детей с нарушениями, то за 1 сентября мы задержали 87 нарушителей, а за 2 сентября — всего 47. То, что уменьшилось число водителей, перевозящих детей без специальных кресел, говорит о том, что мы добились своей цели — экономически повлияли на ситуацию с правонарушениями.
Делая такие оптимистичные выводы, сотрудники ГИБДД не учитывают, что положительная статистика может быть следствием того, что из-за высокого штрафа перевозчики стали брать меньше пассажиров с детьми.
Справка SmartNews
По данным регионального управления ГИБДД, за восемь месяцев этого года в Новосибирской области произошло 135 ДТП с участием детей, что на 43,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В этих происшествиях два ребенка погибли, 146 получили различные травмы. Основные виды ДТП с участием детей — это наезды на пешеходов и столкновения транспортных средств, в которых дети находились в качестве пассажиров. При этом количество столкновений в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросло сразу на 290%.
Между тем об оснащении такси креслами начали говорить больше года назад.
Видео
Детские кресла в такси
Видео: rialeninsk на YouTube
Поздно вечером мы с мужем вызвали бердское такси «Шанс», чтобы доехать из Бердска до Академгородка. Честно говоря, мы не оговорили, что с нами будет маленький ребенок, и не попросили машину с детским креслом. Пришло такси, мы сели и поехали. Никаких возражений от водителя не услышали. На посту ГАИ машину затормозили, увидели в салоне ребенка без детского кресла и выписали водителю штраф. Когда сотрудник ГАИ ушел, водитель начал требовать с нас деньги на штраф. Муж попытался сначала вежливо отказаться — мол, это не наши проблемы, ведь вы же видели, когда мы садились, что с нами ребенок, могли и отказать, объяснив, что нет кресел. Водитель не стал слушать никаких наших аргументов, начал ругаться и кричать, что получил штраф из-за нас, поэтому мы и должны платить. Мы посоветовали ему составить письменную претензию своей компании, почему она не предоставила ему детское кресло. В ответ услышали только ругань. Тогда мы решили выйти из машины, хотя и не доехали до места. Попытались заплатить, но водитель отказался брать деньги за проезд и стал снова требовать с нас штраф. В итоге мы с больным ребенком на руках (поэтому-то и вызывали такси) были вынуждены пешком идти до дома, а водитель ехал рядом и осыпал нас ругательствами. Наверное, и мы были не правы, что не предупредили о ребенке. Но разве мы обязаны знать, что нужны кресла? Я пассажир, я обращаюсь в фирму по перевозке. И это они должны позаботиться, чтобы все было по закону. Кстати, за все годы, что мы пользуемся такси, лично я ни разу не видела в них детских кресел.
Я вот тоже не пойму, почему в городе, где скорость ограничена 40-60 км\ч, и если ребенок на заднем кресле-требуют эти самые кресла? На трассе да-там большая скорость, и последствия от аварии могут быть плачевными, но в городе?
Водитель такси прав на 100%. Где ему это кресло брать, где хранить? Закон издали, а все мелочи не продумали. В таком случае должно быть отдельно такси для пассажиров с детьми. Но, думаю, это не слишком рентабельно будет.
Пора отказываться от «жигулей» и покупать нормальные машины. А такси — это должен быть как минимум большой хэтчбек, а еще лучше универсал, и тогда вопрос «куда положить автокресло» не возникнет.
Хотите зарабатывать, но не хотите вкладывать ни копейки? ну-ну…
В Москве давно нет проблем с креслами, говоришь диспетчеру про ребенка и приезжает машина с креслом. Много минивенов и больших универсалов.
Долго еще на жигулях будем бомбить? Если что, 21 век уже наступил.
Как-то мы ехали в город из своего села и на трассе, на холодном пронизывающем ветру, стояла женщина с двумя маленькими детьми. Вот она, бабья солидарность и жалость — я настояла, чтобы её посадить. Когда по дороге увидели гаишников, женщина что-то сказала детям и те тихо сползли на пол машины. Только тогда я и вспомнила про эти чертовы кресла. Теперь я отворачиваюсь, когда вижу на трассе мерзнущих людей с детьми. Стыдобушка какая! А им даже негде от ветра спрятаться, пока автобуса дождешься!
6 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе