В Новосибирске воспитанникам детского дома предложат потренироваться жить самостоятельно. Для них создали «эмуляцию» городской квартиры, которая во всем напоминает настоящую. Они смогут периодически жить там и в формате игры в реальном времени готовиться к взрослой жизни.
В Новосибирске воспитанники детских домов смогут попробовать себя в роли взрослых людей. Для этого в детском доме № 7 для них оборудовали специальную «социальную квартиру». Она выглядит точно так же, как самая обычная квартира среднестатистической семьи: две комнаты, прихожая, кухня, санузел. Интерьер тоже типовой: кровати, столы, стулья, бытовая техника ничем не отличаются от стандартных. Единственное, но принципиальное отличие в том, что «социальная квартира» будет использована как своеобразный тренажер для формирования навыков взрослой жизни. Воспитанники детского дома смогут на неделю-две переселяться сюда, чтобы попробовать жить самостоятельно и обходиться без посторонней помощи.
Мы попытались воссоздать обстановку, характерную для обычной городской семьи. Когда есть все необходимое, но нет никаких излишеств. Есть телевизор, оргтехника, холодильник, тостер и микроволновка, но нет, к примеру, посудомоечной машины — для большинства новосибирских семей это по-прежнему предмет роскоши. Единственная нетипичная деталь — это то, что в кухне не одна мойка, а две. Но это уже требования СЭС, иначе нам не согласовали бы проект. Похожий интерьер выпускники детского дома смогут создать в своей квартире, когда начнут жить взрослой жизнью. А мы уже сейчас покажем им, к чему им нужно стремиться. Объясним, где и как все это можно выгодно пробрести, расскажем, как накопить на такие покупки, и, что самое главное, научим, как всем этим нужно пользоваться.
Ни для кого не секрет, что дети, выросшие в детских домах, часто не представляют, как пользоваться самыми обычными вещами. Ребенок, растущий в семье, уже в 5–6 лет прекрасно знает, как включить пылесос, как разогреть еду в микроволновке. А выпускник детского дома может не понимать элементарных бытовых вещей: как хранить продукты в холодильнике или куда нужно выносить мусор. Поэтому одна из задач проекта «Социальная квартира» — научить ребенка всем этим пользоваться.
Разумеется, это далеко не единственная цель проекта. Дети смогут попробовать без помощи воспитателей решать типовые задачи, возникающие в повседневной жизни. В формате игры в реальном времени они смогут понять, каково это — жить за стенами детского дома, где нет фиксированного распорядка, поваров и воспитателей, которые заботятся о тебе.
Мы будем время от времени подкидывать нашим воспитанникам неожиданные бытовые проблемы. Например, что прорвало трубу водоснабжения. Да, это будет искусственно созданная ситуация, но находить из нее выход детям придется по-настоящему. С похожими вещами они неизбежно столкнутся во взрослой жизни, и они должны быть к ним готовы.
За неделю или две самостоятельной жизни дети приобретут множество навыков: как поддерживать порядок в доме, как планировать свой день, как оплачивать коммунальные услуги, как готовить себе еду и даже как вести семейный бюджет. Пока не решено, получат они в свое распоряжение реальные или виртуальные деньги. Вероятнее всего, деньги будут виртуальными, ведь жизнь в «Социальной квартире» — это все-таки игровая имитация реальной жизни, а не ее буквальное воспроизведение. Но распоряжаться деньгами они точно смогут без прямых указаний старших. Они должны будут распределить, сколько нужно заплатить за коммунальные услуги, какую сумму оставить на продукты и сколько потратить на средства гигиены. Если нужно, дети всегда смогут воспользоваться советом куратора проекта: он будут рядом и, если что, подскажет, подтолкнет в нужном направлении. Ребенку, попавшему в непривычные условия, помощь педагога необходима, чтобы ситуация не стала стрессовой.
Однажды мы с воспитанниками пробовали распределять бюджет и учились экономить. К концу недели у нас осталась небольшая сумма. Дети решили потратить ее на то, чтобы приготовить торт. Они купили четыре коржа и восемь банок сгущенки! Этот торт я помню до сих пор. Вот от таких ошибок мы попробуем их уберечь.
Один из важных навыков, который должны приобрести участники проекта, — это умение приготовить себе еду, хотя бы самую простую. На занятиях детям показывают, как готовить кашу, яичницу или щи, однако не дают самим поучаствовать в процессе. Для того чтобы дети получили доступ к кастрюлям и сковородкам, в детском доме должны быть специально оборудованные помещения, соответствующие строгим санитарным требованиям. А такая роскошь доступна далеко не всем детдомам. Поэтому ребята знакомы с кулинарией лишь в теории. Переход к практике обычно преподносит множество сюрпризов.
Помню, как однажды семья, оформившая так называемый режим опеки, пригласила девочку из детского дома к себе на выходные. Утром отец семейства спросил ее: «Хочешь яичницу?» И когда он достал из холодильника яйца, она просто не знала, что это такое. Она думала, что яйца — это вареные половинки яиц, такие, как их подают в столовой. Это одновременно и смешно, и грустно. Больше, конечно, грустно: ведь девочке на тот момент было уже 13 лет.
Проект «Социальная квартира» поможет решить еще одну актуальную задачу — объединить семьи. Сейчас биологические братья и сестры разного возраста, попадая в детский дом, воспитываются в разных группах. Они не умеют общаться друг с другом подолгу и не знают, как жить в одной квартире. А в рамках этого проекта они смогут попробовать наладить родственные связи.
Предполагается, что проект будет запущен 1 ноября. Если он докажет свою эффективность, то опыт детского дома № 7 будет использован в других детдомах Новосибирска. Но уже сейчас в них реализуется целый ряд специальных проектов, направленных на социализацию детей, оставшихся без родителей. Так, в рамках проекта «Начало большого пути» их обучают бытовому поведению: как можно отправить письмо на почте, как открыть счет в банке, как выбирать продукты и т. д. В детском доме № 12 новосибирцы приглашают воспитанников в свои семьи, чтобы вместе встретить праздники. Во время таких визитов, пусть и краткосрочных, дети получают уникальную возможность понаблюдать за жизнью обычной семьи. Это очень ценный опыт для них. Однако самостоятельной попытки попробовать себя в роли взрослого ничто не заменит.
— Такой проект, как «Социальная квартира», — неоценимая помощь воспитанникам детских домов. Когда они вырастают и вынуждены примерять на себя роль взрослых, они не знают правил игры и поэтому впадают в стресс, полностью теряют ориентацию. Им необходимо помочь адаптироваться к новой роли заранее. Игровая форма — наиболее удачное решение: ошибки в игре воспринимаются не так болезненно, как в реальной жизни. А моделировать ее необходимо: социально-бытовые навыки нельзя приобрести в теории, только на практике.
Видео
Социальная квартира
Видео: НСК49 на YouTube