Беспилотники научились думать и осмысленно летать. В Новосибирске создали беспилотный квадрокоптер, который может действовать в автономном режиме без участия человека. Он умеет самостоятельно огибать возникающие на пути неожиданные препятствия, что делает его незаменимым в условиях плотной городской застройки.
Ученые новосибирского Института автоматики и электрометрии Сибирского отделения РАН совместно со специалистами Научно-исследовательского института авиационной технологии и организации производства создали принципиально новый программируемый беспилотный летательный аппарат, получивший название «Стриж». Он разработан на основе квадрокоптера — вертолета с четырьмя винтами, расположенными по углам конструкции. Этот беспилотник может взлетать и садиться вертикально, но главное – уникальное программное обеспечение позволяет ему летать в автоматическом режиме, самостоятельно огибая неожиданные препятствия на пути. Все существовавшие до этого беспилотники могли летать только по заранее запрограммированному маршруту. «Стриж» самостоятельно прокладывает свой путь в нужном направлении, что делает его незаменимым при решении целого ряда как военных, так и гражданских задач.
Для того чтобы взлететь, «Стрижу» не нужна взлетная полоса, достаточно совсем небольшой площадки. Он поднимается вертикально, а уже после взлета переходит в режим горизонтального полета. Приземляется «Стриж» также вертикально, что очень важно при использовании его в условиях плотной городской застройки.
Беспилотник удалось сделать миниатюрным — он весит всего около пяти килограмм. Столь значительного снижения массы удалось добиться за счет использования инновационных полимерно-композитных материалов, например, биопластика. «Стриж» получился маневренным и легким в управлении.
Математическая модель управления беспилотными летательным аппаратом позволяет обходиться без оператора, который бы контролировал и корректировал полет с земли. Она помогает «Стрижу» выбирать оптимальную и наиболее экономичную траекторию полета, углы поворота, безопасные для летательного аппарата в ограниченном пространстве, например, между городскими зданиями. Кроме того, она дает возможность безошибочно предсказать, как будет вести себя вести себя беспилотник, получив ту или иную команду.
Маршрут полета «Стрижа» задается на станции управления, так же, как и программа действий беспилотника. Полет проходит в полностью автоматическом режиме и не требует постоянного контроля оператора, поскольку аппарат оснащен средствами наблюдения и анализа окружающей обстановки. К примеру, он самостоятельно видит препятствия на пути и может их обогнуть. Это имеет особое значение, если маршрут полета проходит между зданиями. Беспилотник будет самостоятельно реагировать на неожиданные препятствия: уходить вверх, вниз или в сторону, а затем возвращаться к выполнению поставленной задачи. Если возникнет такая необходимость, оператор всегда может скорректировать полет. Однако предполагается, что такое вмешательство может потребоваться только в экстренных случаях, если, к примеру, аппарат обнаружит очаг возгорания при мониторинге лесов. Автоматический режим работы позволяет исключить влияние человеческого фактора.
Новый беспилотник может решать широкий спектр прикладных задач, достаточно лишь поменять его «начинку». Его можно оснастить самыми различными устройствами: видеокамерами, датчиками химических веществ — всем, что потребуется для достижения поставленной цели. С его помощью можно выявлять очаги лесных пожаров или же обследовать состояние зданий и сооружений, к примеру, выявить в них трещины. То, что квадрокоптер самостоятельно прокладывает свой маршрут, уверенно чувствует себя в городской среде и может вести наблюдение при стесненных условиях полета, делает его незаменимым также при проведении контртеррористических операций.
Программное обеспечение, позволяющее беспилотному летательному аппарату работать в автоматическом режиме, не имеет аналогов в России.
В России только в нашем институте разрабатывается подобное программное обеспечение. Можно сказать, что мы являемся монополистами по данному направлению. В других странах ведутся разработки в этой сфере, однако они предназначены для использования в интересах спецслужб или же для достижения военных целей, и поэтому информация о них тщательно скрывается. Возможно, зарубежные аналоги и существуют, однако о них никому неизвестно. Поэтому мы не можем сказать, насколько конкурентно разработанное нами программное обеспечение, в чем его преимущества и недостатки.
На разработку беспилотного летательного аппарата и программного обеспечения ушло три года. Сейчас «Стриж» проходит стадию летных испытаний. Планируется, что серийным производством беспилотников займется Новосибирское авиационное производственное объединение им. Чкалова. Производство подобной продукции внутри страны, независимо от иностранных поставщиков, — стратегический вопрос обороноспособности.
Видео
Думающие беспилотники (Начало с 5 минуты 47 секунды)
Видео: Новосибирские Новости на YouTube
Такие аппараты раньше только по телевизору можно было увидеть, в каких-нибудь фантастических фильмах. Наши конструкторы не перестают удивлять. Так держать!
5 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе