В Новосибирской области обозначили точки роста экономики 13-ти муниципальных образований, которые войдут в состав Новосибирской агломерации. Зонами опережающего развития станут Наукополис, Аэросити, центр Новосибирска и промышленно-строительный кластер. Стадия планирования завершена, регион готов перейти к реализации проекта агломерации.
Проект Новосибирской агломерации, над которым в регионе работают уже около двух лет, обрастает конкретикой. Правительство Новосибирской области выделило четыре зоны опережающего развития, которые должны появиться в результате реализации проекта. Центральная часть города сохранит свою роль делового и административного центра и останется местом концентрации культурных и торгово-развлекательных заведений. Зоной развития образования, науки и инноваций станет Наукополис, который объединит Кольцово, Академгородок, Агротехнопарк и медицинскую академию. Центром развития промышленности и строительства будет Искитимо-Линевская промышленная индустриальная зона, где расположены крупнейший за Уралом цементный завод, завод ЖБИ, несколько других крупных предприятий, возводится завод крупнопанельного домостроения. А транспортно-логистическая зона «Аэросити» объединит международный аэропорт «Толмачево», логистический парк, город Обь и Марусинскую промзону. В комплекс «Аэросити» также войдет такой мегапроект, как Новосибирск-сити – огромный жилой комплекс, под строительство которого уже выделена земля.
Справка SmartNews
Городская агломерация – компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями. Этап урбанизации. Близость населённых пунктов дает так называемый агломерационный эффект — экономическую и социальную выгоду за счёт снижения издержек от пространственной концентрации производств и других экономических объектов в городских агломерациях
Новосибирская агломерация (иногда называемая Большой Новосибирск) — крупнейшая городская агломерация Сибири с населением около 1,9 млн чел. (2012), что составляет более двух третей населения Новосибирской области, 9,95 % населения Сибирского федерального округа, 1,34 % населения Российской Федерации. Сформировалась вокруг столицы Новосибирской области и Сибирского федерального округа — Новосибирска. Ядро агломерации образуют города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, рабочий посёлок Краснообск и наукоград — рабочий посёлок Кольцово.
Разумеется, «Наукополис» или «Аэросити» — это рабочие названия. Когда эти зоны развития будут сформированы и получат соответствующий правой статус, они будут названы уже в официальном порядке.
Жить в Аэросити будут около 443 тысяч человек, а его площадь достигнет 42 672 га. В Наукополисе поселится 365 тысяч жителей на общей площади 36 456 га. В перспективе общая площадь Новосибирской агломерации увеличится почти в два раза — с 10 200,7 кв. км до 20 059 кв. км.
Чтобы создать эффективную систему управления агломерацией, в регионе не стали использовать модель, когда все муниципальные образования объединяются в одно, к примеру, в «Большой Новосибирск». Территориальное деление, границы меняться не будут. Муниципальные образования, на территориях которых расположатся Аэросити, Наукополис и прочие зоны развития Новосибирской агломерации, сохранят свою самостоятельность. Управлять ею будет специально созданный совет, в который войдут руководители этих муниципалитетов – городов Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, поселка Краснообск и наукограда Кольцово, нескольких районов Новосибирской области. Сегодня в них проживает около 2 млн. человек.
Этап создания Схемы территориального планирования Новосибирской агломерации завершен. Следующим этапом станет формирование системы управления агломерацией. Соответствующий орган будет создан в ближайшие два месяца. В Совет агломерации войдут руководители 13-ти муниципальных образований во Главе с губернатором Новосибирской области Василием Юрченко. Будет создана система коллективного управления, обсуждения и взаимодействия.
Проект «Схемы территориального планирования Новосибирской агломерации» был разработан в 2013 году. Он был одобрен Правительством Новосибирской области и рассмотрен Законодательным собранием региона. В настоящее время он направлен в Министерство регионального развития РФ и претендует войти в число пилотных проектов по созданию агломераций в России. Над ним трудился консорциум компаний, специализирующихся на проектах агломераций: московский «Гипрогор», ОАО «СибНИИ градостроительства», Сибирская государственная геодезическая академия, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, консалтинговая компания «Корпус», консалтинговая группа РОССПА и международная компания Arup (Великобритания).
Участие британской компании Arup в разработке «Схемы территориального планирования Новосибирской агломерации» было полезно в том смысле, что за рубежом подобные проекты реализуются уже давно, накоплен соответствующий опыт, разработаны действенные формы управления. Поэтому нам было интересно услышать предложения британцев. Однако нельзя некритично переносить зарубежный опыт на российскую почву. На западе другая нормативно-правовая база, институтам местного самоуправления уже несколько сот лет, а у нас они существуют не так давно. Поэтому предстоит найти такие формы сотрудничества между муниципалитетами, на территории которых расположится Новосибирская агломерация, чтобы они оказались эффективными в России. Муниципалитетам предстоит понять, как хозяйствовать в рамках агломерации, где и какие объекты размещать, как результативно использовать уже имеющуюся инфраструктуру и какую создавать новую, как развивать территории, находящиеся под их управлением.
Чтобы обозначенные точки роста Новосибирской агломерации действительно стали таковыми, одним из приоритетных направлений будет развитие транспортной инфраструктуры. Скоростные экспрессы должны связать южное направление – Бердск, Искитим с вокзалом «Новосибирск-Главный», городом Обь и аэропортом «Толмачево». Будут построены Северный и Восточный железнодорожные обходы Новосибирска. Кроме того, появится скоростное сообщение между Новосибирском и столицами соседних регионов.
Наше окружение в радиусе до 500 километров – это крупные города Барнаул, Кемерово, Новокузнецк, Томск, Омск. Они тяготеют к нам как к выгодному географическому центру. Поэтому в рамках проекта «Аэросити» ставится задача создать механизм постоянного скоростного передвижения в наш аэропорт. Для этого планируется организовать скоростные электрички из этих городов в Новосибирск.
Разумеется, создание Новосибирской агломерации — дело не одного дня. Зато когда проект будет реализован, предполагается, что производства, расположенные на ее территории, будут давать 75% валового регионального продукта. А сам Новосибирск подтвердит свой статус столицы Сибири.
Видео
Новосибирск пойдёт по пути развития агломерации
Новосибирск пойдет по пути развития агломерации
Видео: Цивилизация XXI век на NewsTube
1 комментарий к материалу.