Ускоритель Фото: computerra.ru
Установка, разработанная в новосибирском Институте ядерной физики СО РАН, которая позволяет лечить рак с помощью инновационной технологии, перешла на стадию предклинических испытаний. А значит, осталось совсем немного, и ученые передадут свое детище медикам.
Основой технологии БНЗТ (бор-нейтронозахватной терапии) стала ядерная реакция, при которой рождается высокий поток нейтронов с правильной энергией. Чем их больше, тем быстрее можно осуществить терапевтический процесс. Причем энергия должна быть не слишком мягкая, чтобы нейтроны могли проникнуть вглубь тканей пациента, и не слишком жесткая, чтобы не допустить негативного воздействия на здоровые органы.
Благодаря тому, что поток нейтронов действует направленно, достигается очень высокая эффективность лечения и минимум побочных эффектов.
Справка SmartNews
Принцип нейтронозахватной терапии рака был предложен американским рентгенологом в 1936 году, через четыре года после открытия нейтрона. Первые биологические эксперименты по удалению раковых клеток с помощью бора и нейтронов проводились в СССР на мышах еще во время Второй мировой войны, но понять, как лечить пациента без значительного вреда, ученые смогли только сейчас. Шесть лет назад в Институте ядерной физики успешно запустили установку для осуществления БНЗТ (бор-нейтронозахватной терапии). Технология такова: в кровь человека вводят специальный раствор, который накапливается в раковых клетках и состоит из стабильного изотопа бор-10, после чего опухоль облучают потоком нейтронов. Во время этой терапии происходят ядерные реакции с высоким выделением энергии. Она воздействует на больные клетки локально, после чего они погибают.
Ранее получать нейтронный поток с помощью ускорителя пытались ученые разных стран, например, в Европе, Китае и Вьетнаме. Но все они сталкивались с множеством проблем и не могли найти пути их решения.
Установки для БНЗТ существуют в других странах, но это всё ядерные реакторы. То, что делаем мы, — это ускорительная установка, которая гораздо дешевле и безопаснее. Ядерные реакторы стремятся закрывать по причине экологических соображений. Кроме того, проводить медицинское обслуживание хотелось бы в городах с высокой численностью населения. А такие реакторы, наоборот, стараются конструировать вдали от мегаполисов.
Сегодня несколько стран целенаправленно работают над тем, чтобы развить БНЗТ. Но на данный момент у новосибирских ученых есть все шансы стать первыми, кто передаст технологию медикам. Самый главный соперник — Япония. В связи с трагедией на Фукусиме японские ученые запустили сразу три исследовательских программы для освоения БНЗТ.
— Вероятность заболеть раком прямо пропорциональна возрасту. В России до рака некоторые не успевают дожить, несмотря на предрасположенность. А в Японии при высокой продолжительности жизни рак является одной из главных причин смертности. Поэтому государство активно вкладывает средства в разработку технологий по лечению раковых опухолей.
— Денежные суммы, которыми располагают японцы, по сравнению с нашими просто огромные. И там работают грамотные специалисты, они идут большими шагами. Но для нас дело чести выиграть эту схватку — закончить работу до того, как это сделают они.
Схема установки Фото: wikipedia
Перспективы прекрасные, и дело близится к передаче исследований медикам. В ходе экспериментов, при которых ученые пробовали вырабатывать протонный пучок и генерировать нейтроны, скопилось уже достаточно данных, чтобы получить параметры излучения, необходимые для начала предклинических испытаний.
Сначала врачи будут исследовать доставку таргетного бор-содержащего препарата в опухоль через срез клеток, наблюдать за их выживанием после облучения и анализировать диапазон эффективных доз облучения. После того как данные будут получены, в исследовании примут участие животные, больные раковыми опухолями. И только тогда, когда их выживаемость будет достаточно высокой, начнутся исследования с участием людей.
Нужно понимать, что сейчас на нашей установке лечить людей невозможно: требуются определенные условия, где пациента можно положить на каталку, подвести, безопасно облучить и перенести в палату. У пациента должна быть возможность получить весь цикл медицинского обслуживания. Чтобы перейти к клиническим исследованиям, необходимо построить специализированный медицинский корпус при Институте ядерной физики или одной из клиник города, затем перенести нашу установку туда в существующем или модернизированном виде.
Ученые надеются, что вскоре готовые серийные установки будут строить в зданиях медицинских учреждений. Это станет возможным после дополнительной технологической проработки и адаптации установки под конкретные пожелания врачей.
На данный момент предполагается проводить разовую терапию. Дело в том, что ткани пациента имеют свойство привыкать к таргетному препарату. Поэтому добиться высокой эффективности лечения во второй раз, увы, не получится.
— Конечно, было бы лучше проводить терапию в несколько этапов. Так пациенту будет легче восстанавливаться. Но и разовое воздействие не требует несколько лет восстановления. Думаем, что процесс перехода к обычной жизни займет около месяца. В зависимости от того, что лечили: печень или, например, мозг.
— Нужно, чтобы люди уверенно выздоравливали, чтобы терапия не давала сомнительных результатов. Это частично зависит и от гениальности врачей. От нас сейчас требуется обеспечить надежность.
Команда для работы предклинических исследований уже сформирована. Сейчас ученые сотрудничают с Институтом цитологии и генетики СО РАН, с Новосибирским государственным медицинским университетом и клиникой Мешалкина.
Видео
В мире существует довольно много способов лечения рака. К сожалению, с их помощью исцеляются далеко не все пациенты. Одна из последних технологий радикального лечения рака — Нано-нож — позволяет уничтожать опухоли небольших размеров.
говорят, что бор- нейтронозахватная терапия рака делает чудеса. Когда это чудо будет на нашей улице?
Это придумали давно, только пока нигде не применяют. Будут однажды. Только доживем ли…..
Как сказал мне однажды один знакомый хирург, если человека удалось вылечить от рака, значит, рака у него не было, просто неверно диагностировали. Так что ко всем этим нововведениям я отношусь несколько скептично. То есть верю в принципе, что рак можно вылечить, но случаи скорее единичные, а вот массовых выздоровлений от рака, как говорится, пока не наблюдаю.
9 комментариев к материалу. Показать отмеченные редакциейвсе